МААМ-картинки

Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников

Наталья Бережук
Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

№2 «Белочка» г. Николаевска –на – Амуре Хабаровского края.

Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников.

Воспитатель: Бережук Н. А.

2016г.

слайд 2

Публикация «Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Исходя из национально – культурных особенностей нашего края в нашей группе проводится работа по поликультурному воспитанию дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.

Следовательно, целью нашей работы является: привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине.

Задачи:

1. Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине.

2. Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира;

3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений

Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. В частности, декоративно-прикладное искусство, так как оно наиболее доступно детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компонентов культуры любого народа.

сдайд 3

Свою работу строю в двух направлениях:

1. Формирование представлений о жизни, быте, традициях, обычаях и декоративно-прикладном искусстве коренных малочисленных народов Нижнеамурья.

2. Формирование эмоционально-положительного отношения к данному народу, интереса к декоративно-прикладному искусству.

слайд 4

Соответственно этим направлениям определила следующие задачи :

- Формировать представления детей о жизни, быте, традициях и обычаях коренных малочисленных народов Нижнеамурья;

- Вызвать устойчивый интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Нижнеамурья;

- Формировать умения орнаментировать изделия в технике аппликация, используя различные способы изображения форм орнаментировки;

- Обучение детей приемам изображения и вырезывания элементов национального рисунка, элементам декорирования предметов быта и одежды;

- Создать оптимальные условия для толерантного отношения к коренным народам, продуктивности декоративно-художественной деятельности детей;

- Побуждать детей к самостоятельному применению полученных знаний, умений в свободной художественно-творческой деятельности.

слайд 5

Для овладения детьми приемами изображения орнамента работу начала с рассматривания национальных орнаментов. При этом называла элементы орнамента, вместе с детьми располагали увиденные элементы на украшенном предмете, анализировали сложный орнамент по частям. вычленяя его отдельные части, обрисовывая их формы, и отмечая соотношения их друг с другом. Рассматривая национальные изделия, дети усваивали обычаи и традиции народа, эталоны красоты, учились видеть прекрасное в окружающей жизни, развивая эстетическое восприятие, творческую активность.

На втором этапе обучения, дети обводили элементы орнамента пальцем. В этом процессе осуществлялась подготовка руки к необходимым моторным операциям, развивалось умение зрительно запоминать изображения элемента орнамента.

Далее учила детей обводить элемент по трафарету, а затем направляла внимание на последовательность складывания бумажной заготовки и ее разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приемов вырезывания элементов национальной орнаментики. При обучении последовательности вырезывания я сначала сама демонстрировала образец орнамента полностью. Затем детям задавала вопросы: «Из каких частей состоит данный элемент орнамента?», «Как можно вырезать этот элемент орнамента?».

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Поэтому, при первом ознакомлении детей с этим приемом надо вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Таким образом, дети овладевали способами вырезывания простейших элементов орнамента.

слайд 6

Некоторые дети создавали сложные узоры по мотивам аппликации не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания. Поскольку мелкие детали ребята изготовить не могут, рекомендую подбирать натуру с более простыми формами, небольшим количеством деталей. Образец использовала в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Используя объем представлений детей о народном ДПИ, я использовала последовательную тематику НОД по аппликации. Охват самый разнообразный: узоры на полосе, декорирование силуэтов, тематические композиции сюжетов из жизни народов Нижнеамурья. Использовали разные формы и виды аппликаций, разнообразные приемы вырезывания.

Подводя итог своей работы, могу сделать следующие выводы:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Предметное окружение побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.

слайд 7

4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, Центром культуры малочисленных народов Севера, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.

5. Народное творчество – источник чистый и вечный наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.

Обобщенный мною педагогический опыт позволяет успешно формировать нравственно-патриотические качества дошкольников Совместные игры, занятия, развлечения, творчество, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации регионального компонента, не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению внутренней культуры ребенка, разностороннему его развитию, реализации его творческих способностей.

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование в художественно-продуктивной деятельности дошкольников». .

Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной.

Реализация регионального компонента в условиях ДОО «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» Мартыновская Татьяна Александровна, Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска Жизненный.

«Воспитание нравственно-патриотических качеств детей через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования.

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Интеграция разных видов деятельности художественно-продуктивной деятельности дошкольников. В основе идеи интеграции видов изобразительного искусства лежит понятие полихудожественного развития (Б. П. Юсов).Все искусства выступают.

Педагогический совет-деловая игра «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников» Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент. Задачи:.

Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Слайд 1 Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Национально-региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 16:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД