МААМ-картинки

Психолого-педагогический семинар «Подростковая агрессия»

Маргарита Бирюкова
Психолого-педагогический семинар «Подростковая агрессия»

Психолого – педагогический семинар «Подростковая агрессия».

Агрессия - это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.

Публикация «Психолого-педагогический семинар „Подростковая агрессия“» размещена в разделах

Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление.

Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

Агрессия в подростковом возрасте (10 – 16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.

Избежать подростковую агрессию невозможно : переходный возраст – это время не только психологических, но и физиологических изменений в организме. Агрессия подростков во многом обусловлена половым созреванием, а от гормонов никуда не деться.

Задача взрослых – свести проявления подростковой агрессии к минимуму, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим.

Говорить об агрессивности ребенка можно, если ребенок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками. Отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

В каких основных формах выражается агрессия подростков?

Физическая агрессия : подросток использует физическую силу против других людей.

Вербальная агрессия : подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т. п.

Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.

Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».

Косвенная агрессия : подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).

Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».

Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) : подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырех из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребенка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но.»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Снижение напряжения ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»;

- наказание или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда,.», «Ты никогда не.»;

- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Обсуждение поступка - анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.

Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

• пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

• внушение спокойствия невербальными средствами;

• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

• использование юмора;

• признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

- И на заключительной ноте хочется зачитать одну притчу:

В одной деревне жил садовод, который разводил розовые кусты. Его цветы славились на всю округу. Но однажды беда пришла и в его сад. Стали в его прекрасном саду появляться одуванчики и, чем больше он боролся с ними, тем больше их становилось. Совсем отчаялся бедный садовод и пошёл за помощью к мудрецу. Мудрец, выслушав его, ответил: «Полюби одуванчики, друг мой». Мораль сей притчи такова: Не можешь изменить ситуацию – измени своё отношение к ней.

- Поэтому полюбите свои «цветочки» и всё у вас получится.

- Спасибо всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Агрессия и агрессивность» Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам.

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Детская агрессия Агрессия - это действие, направленное на разрушение. Как у взрослых, так и у детей причины агрессии могут быть разными. • Перевозбуждение.

Педагогический семинар «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Задание: 1. Найдите в нижеприведенном тексте особенности экологического.

Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» В марте в нашем саду состоялся педагогический совет и я выступала по теме: «Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения.

Презентация «Психолого-педагогический аспект внедрения ФГОС и механизма его реализации при взаимодействии с семьей» Цель: ознакомить с основными принципами ФГОС и механизма его реализации при взаимодействии с семьей. Педагогическая культура родителей –.

Психолого-педагогический проект в работе с семьёй «Семейные ценности» Психолого- педагогический проект в работе с семьёй «Семейные ценности». Тип проекта: информационно - практико ориентированный Возраст.

Родительское собрание «Агрессия у детей» Цель: поговорить о проблеме детской агрессивности. Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу нам бы хотелось посвятить разговору о.

Консультация «Самая популярная подростковая зависимость» Самая популярная подростковая зависимость. Айдарбекова Б. Ж. С начала цивилизации человек переживает множество изменений, различные этапы.

Семинар-практикум «Педагогический калейдоскоп: логопедические игры»Семинар-практикум «Педагогический калейдоскоп: логопедические игры» На семинаре использована собственная он-лайн презентация на сервисе Prezi ХОД СЕМИНАРА Работа логопеда нуждается в использовании игровых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический семинар «Подростковая агрессия»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 11:57
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД