Окутина Елена
Публичное выступление «Педагогическая ИКТ — компетентность»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Мы с вами изучаем важный документ в нашей педагогической деятельности :«Профессиональный стандарт педагога», в котором прописаны «Профессиональные ИКТ – компетенции педагога дошкольного образования»( Слайд 1 тема:«Профессиональная ИКТ – компетентностьпедагога дошкольного образование»)
(Слайд 2) Что же такое компетентность? Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий).
Публикация «Публичное выступление „Педагогическая ИКТ — компетентность“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
А профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Из этих двух понятий соответственно вытекает понятие «Профессиональная ИКТ – компетентность», это значит квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
(Слайд 3 Компетенции педагога, В первой части в пункте 7 четвёртого раздела «Содержание профессионального стандарта педагога» профессионального стандарта педагога прописано, что педагог должен владеть ИКТ – компетенциями.
(Слайд 4)В пятой части четвёртого раздела прописаны 11 пунктов, в которых указано, что педагог дошкольного образования должен знать, уметь и чем владеть, и один из этих пунктов это владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
(Слайд 5) В чём же важность ИКТ – компетентности :
1) Практически весь наш мир в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов. В своих выступлениях педагоги используют проектор (мультимедийные презентации, занимаются поиском информации в Интернете, рассылают информацию по электронной почте родителям, обеспечивают частичное погружение воспитательно-образовательного процесса в информационную среду (т. е. пополнение сайта.) и т. д.
2) Важные, но фрагментальные элементы ИКТ – компетентности педагога входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные категории.
Профессиональная ИКТ – компетентность
- Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО принятых 2011г. (расскажет о них Т. М.)
- Предполагается как присутствующая часть профессионального стандарта
- Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа её фиксации в информационной среде.
(Слайд 6виды ИКТ - компетенции)
В профессиональную педагогическую ИКТ – компетентность входят :
- Общепользовательская ИКТ – компетентность.
- Общепедагогическая ИКТ – компетентность.
- Предметно-педагогическая ИКТ – компетентность.
(Слайд 7Общепользовательский компонент) включает в себя
- Использование приёмов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжение и завершение работы со средствами ИКТ (включить компьютер, заходим в систему майкрософт, работаем например с текстом в ворде или создаём презентацию или что другое, сохраняем созданное, завершаем работу в программе на кнопке «пуск» «завершение работы» либо «сон», устранение неполадок (заходим в диспечер задаччерез кнопки Alt, Ctrl, Delодновременно, высвечивается таблица «снять задачи» нажимаем работа приходит в норму, обеспечение расходуемого материала (это умение заправить картриджем принтер, вложить бумагу в контейнер принтера, техники безопасности.
- Соблюдение этических и правовых норм использования (в том числе недопустимость неавторизированного использования и навязывания информации, т. е. это говорится о том, что мы не можем помещать информации не этического характера или не зарегистрироваться или неавторизироваться на каком либо портале или сайте.
- Видиоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. (запись видео роликов, аудиозаписи, фотографирование на цифровые фотоаппараты, видеокамеры – просмотр запечетлённого.)
- Клавиатурный ввод. (умение педагога пользоваться клавиатурой ноутбука или компьютера).
- Аудиовидеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения.)- т. е. если вы просматриваете и слушаете, например семинар, вебинар, конференцию во время этого педагог должен уметь общаться то есть задавать вопросы, вносить свои предложения.
- Навыки поиска в Интернете и база данных. (умение педагога в интернете находить какую - то определённую базу данных.)
- Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте. (написание плана, использование интерактивной доски, составление мониторинга таблицы)
(Слайд 8 Общепедагогический компонент)
- Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное её отображение в ИС в соответствии с задачами: планирования и объективного анализа образовательного процесса. (т. е. это означает что педагог результаты своей педагогической деятельности должен выставлять на различных сайтах, на сайте своего учреждения, на личном сайте)
- Прозрачность и понятность образовательного процесса окружающему миру. (видна и доступная информацию согласно возрасту)
- Организация воспитательно-образовательного процесса, при котором дети ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве. (т. е. это говорится например об участии детей в онлайн конкурсах, олимпиадах, участие в интернет играх, но при этом нужно контролировать, чтобы ребёнку был закрыт доступ к сайтам взрослого характера, отключение реклам.)
- Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. (здесь говорится о том. что педагог должен уметь своё выступление сопровождать например мультимедийной презентацией или фрагментами видеозаписи, так же уметь представлять результаты своей педагогической деятельности в телепередачах, например как «Мамина школа».)
- Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде. (Показ занятия, праздника с детьми с приглашением телевидения.)
- Использование инструментов проектирование деятельности (здесь имеется в виду визуальная коммуникация – использование доски, средств наглядных объектов в процессе коммуникации.)
- Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребёнка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных детях.
- Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов по отношению к заданным образовательным задачам их использование. (Если объяснить кратко по двум этим компонентам, то это умение педагога собирать информацию по детям обрабатывать её и анализ выставлять в диаграммах, гистограммах и делать соответствующие выводы).
(Слайд 9 Предметно-педагогический компонент)
В основном этот компонент прописан для учителей предметников. Но понятно, что некоторые элементы мы педагоги дошкольного образования можем использовать в своей деятельности.
- Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств. (т. е. это использование программы эксель)
- Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнение (т. е. это умение педагога использовать в работе музыкальные файлы используемые на сохранённых носителях флешках, дисках.)
- Использования цифровых технологий мультипликации, анимации (т. е. умение педагога использовать мультипликационные файлы, умение педагога использовать диски с записями, умения применять анимации, даже самим создать мультипликационные фильмы.)
(Слайд 10 Способы и пути достижения педагогом профессиональной ИКТ – компетентности)
Из всего выше сказанного каждый педагог может сделать вывод : Достаточно ли я владею профессиональной ИКТ – компетентностью?
А для достижения педагогом профессиональной ИКТ – компетентности существует оптимальная модель, котораяобеспечивается сочетанием следующих факторов:
- Введение ФГОС.
- Наличие достаточной технологической базы: интернет, доступ к компьютеру, инструментарий информационной среды, установленный в учреждении.
- Наличие потребности педагога в участии информационной среды.
- Самообразование педагога направленное на освоение ИКТ.
- Начальное освоение педагогом базовой ИКТ- компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путём экспертной оценки его деятельности в ИС учреждения.
(Слайд 11) Спасибо за внимание!