Ольга Скрыпник
Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
М. Монтессори определила 4 этапа развития ребенка. На каждом этапе происходят изменения ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.
Мы рассмотрим 1 этап, который длится от рождения до 6 лет
0т рождения до 3 лет интеллектуальное развитие в педагогике Монтессори рассматривается как бессознательно впитывающее. Ребенок просто впитывает информацию об окружающем мире, никак ее не оценивая.
С 3 до 6 лет – Впитывающий Разум. И ребенка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.
Публикация «Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори» размещена в разделах
Можно сказать, что у ребенка появляется особая внутренняя сила, чтобы освоить определенные навыки и умения. Особенно ярко проявляется именно в определенный период от 0 до 6 лет, в периоды особой чувствительности и сверхобучаемости.
В период от 3 до 6 лет идет активное развитие органов чувств, и ребенку необходимо предоставить богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся способностей: речевой, социальной, двигательной и тд.
Развивающая среда –это специальное окружение, учитывающее и удовлетворяющее потребности ребенка. Цель развивающей (подготовленной) среды - сделать ребенка независимым от взрослого. Здесь активность ребенка увеличивается, а активность взрослого постепенно уменьшается. В среде находятся только те вещи или материалы, которые помогают развитию
(у каждого материала есть предназначение и цель).
Главное в Развивающей среде это:
• Свобода и Безопасность
• Доступность, Структура и Порядок
• Интеллектуальная среда и Соответствие возрасту
• Красота и Эстетичность
Развивающая среда учитывает естественные потребности ребенка и естественную последовательность физического и интеллектуального развития, где есть разделение зоны
• Упражнения практической жизни
• Зоны сенсорного развития
• Зоны речевого развития, математики
• Естественнонаучная зона (география /история /зоология/ ботаника)
• Творчество
Рассмотрим как происходит формирование познавательных потребностей при работе ребенка в зоне Практической жизни.
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с пуговицами, застежками, кнопками, шнурками, лентами и тд; пересыпая рис и переливая воду; моя стол и очищая обувь, ребенок учится независимости и порядку, координации и концентрации. Но работая с этими материалами, ребенок развивает навыки и приобретает опыт, необходимые в познавательной деятельности.
Упражнение Перекладывание щипцами
Возраст 2,5-3,5 года
Каждый материал, предлагаемый для упражнений, включает две цели Прямую и Косвенную.
Прямая цель –это та, что ставит перед собой ребенок, например щипцами переложить что-либо. А Косвенная – это та, что служит работе на будущее, и ребенок, упражняясь, готовит руку к письму, правильно брать столовые приборы, развивает координацию / концентрацию / независимость. А если рассматривать глубже, то работая с материалом у ребенкаразвивается Речь (новые слова, математические понятия (больше / меньше / равно) и естествознание (Ботаника / география, творчество
Упражнение Переливание воды в сосуды разных размеров
Прямая цель – координация глаз-рука, контроль движений, независимость, порядок
Косвенная цель –развитие естественнонаучного интереса, что касается свойств воды.
Упражнение Завинчивание отверткой
Возраст 4 года
Прямая цель – развитие мелкой моторики, развитие кисти
Косвенная – подготовка к конструированию, рука к письму.
Абсолютно в каждом упражнении заложена основа для развития познавательных потребностей, и действуя с материалам ребенок овладевает навыками, необходимыми в экспериментальной деятельности, что имеет огромное значение в дальнейшем развитии познания мира.
Формирование познавательных потребностей ребенка невозможно рассматривать в отрыве от осознания ребенком своего места в Мире и Вселенной. В педагогике Монтессори существует понятие Космического образования, где говорится о двух направлениях Развития личности ребенка- объединение научных знаний о мире и развитие индивидуальности ребенка.
В группе все материалы об окружающем мире не просто стоят от конкретного к абстрактному, но, и так же, в логике взаимосвязей, существующих в мире. Это помогает ребенку построить взаимосвязи миропорядка в своей голове, потому что он стремится узнать все из совершенно разных областей. Ребенок не хочет ждать, когда ему расскажут сведения о животных, разрешат сделать опыты, и про звезды расскажут в старших классах. Ему уже это интересно. Ребенок не делит свои вопросы об окружающем мире по предметам: биологии, астрономия, география тд. Ребенка в один день занимают наблюдения за звездами и поведение рыбки в аквариуме. Логика расположения материала в пространстве и последовательность его предъявления ребенку позволяют подняться со ступеньки разрозненных знаний о мире на ступеньку развития, связанную с целостным взглядом на мир.