Папки-передвижки

Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори

Ольга Скрыпник
Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

М. Монтессори определила 4 этапа развития ребенка. На каждом этапе происходят изменения ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.

Мы рассмотрим 1 этап, который длится от рождения до 6 лет

0т рождения до 3 лет интеллектуальное развитие в педагогике Монтессори рассматривается как бессознательно впитывающее. Ребенок просто впитывает информацию об окружающем мире, никак ее не оценивая.

С 3 до 6 лет – Впитывающий Разум. И ребенка рассматривают как исследователя, который выполняет работу по развитию своей личности и приобретению независимости.

Публикация «Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори» размещена в разделах

Можно сказать, что у ребенка появляется особая внутренняя сила, чтобы освоить определенные навыки и умения. Особенно ярко проявляется именно в определенный период от 0 до 6 лет, в периоды особой чувствительности и сверхобучаемости.

В период от 3 до 6 лет идет активное развитие органов чувств, и ребенку необходимо предоставить богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся способностей: речевой, социальной, двигательной и тд.

Развивающая среда –это специальное окружение, учитывающее и удовлетворяющее потребности ребенка. Цель развивающей (подготовленной) среды - сделать ребенка независимым от взрослого. Здесь активность ребенка увеличивается, а активность взрослого постепенно уменьшается. В среде находятся только те вещи или материалы, которые помогают развитию

(у каждого материала есть предназначение и цель).

Главное в Развивающей среде это:

• Свобода и Безопасность

• Доступность, Структура и Порядок

• Интеллектуальная среда и Соответствие возрасту

• Красота и Эстетичность

Развивающая среда учитывает естественные потребности ребенка и естественную последовательность физического и интеллектуального развития, где есть разделение зоны

• Упражнения практической жизни

• Зоны сенсорного развития

• Зоны речевого развития, математики

• Естественнонаучная зона (география /история /зоология/ ботаника)

• Творчество

Рассмотрим как происходит формирование познавательных потребностей при работе ребенка в зоне Практической жизни.

Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с пуговицами, застежками, кнопками, шнурками, лентами и тд; пересыпая рис и переливая воду; моя стол и очищая обувь, ребенок учится независимости и порядку, координации и концентрации. Но работая с этими материалами, ребенок развивает навыки и приобретает опыт, необходимые в познавательной деятельности.

Упражнение Перекладывание щипцами

Возраст 2,5-3,5 года

Каждый материал, предлагаемый для упражнений, включает две цели Прямую и Косвенную.

Прямая цель –это та, что ставит перед собой ребенок, например щипцами переложить что-либо. А Косвенная – это та, что служит работе на будущее, и ребенок, упражняясь, готовит руку к письму, правильно брать столовые приборы, развивает координацию / концентрацию / независимость. А если рассматривать глубже, то работая с материалом у ребенкаразвивается Речь (новые слова, математические понятия (больше / меньше / равно) и естествознание (Ботаника / география, творчество

Упражнение Переливание воды в сосуды разных размеров

Прямая цель – координация глаз-рука, контроль движений, независимость, порядок

Косвенная цель –развитие естественнонаучного интереса, что касается свойств воды.

Упражнение Завинчивание отверткой

Возраст 4 года

Прямая цель – развитие мелкой моторики, развитие кисти

Косвенная – подготовка к конструированию, рука к письму.

Абсолютно в каждом упражнении заложена основа для развития познавательных потребностей, и действуя с материалам ребенок овладевает навыками, необходимыми в экспериментальной деятельности, что имеет огромное значение в дальнейшем развитии познания мира.

Формирование познавательных потребностей ребенка невозможно рассматривать в отрыве от осознания ребенком своего места в Мире и Вселенной. В педагогике Монтессори существует понятие Космического образования, где говорится о двух направлениях Развития личности ребенка- объединение научных знаний о мире и развитие индивидуальности ребенка.

В группе все материалы об окружающем мире не просто стоят от конкретного к абстрактному, но, и так же, в логике взаимосвязей, существующих в мире. Это помогает ребенку построить взаимосвязи миропорядка в своей голове, потому что он стремится узнать все из совершенно разных областей. Ребенок не хочет ждать, когда ему расскажут сведения о животных, разрешат сделать опыты, и про звезды расскажут в старших классах. Ему уже это интересно. Ребенок не делит свои вопросы об окружающем мире по предметам: биологии, астрономия, география тд. Ребенка в один день занимают наблюдения за звездами и поведение рыбки в аквариуме. Логика расположения материала в пространстве и последовательность его предъявления ребенку позволяют подняться со ступеньки разрозненных знаний о мире на ступеньку развития, связанную с целостным взглядом на мир.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 16:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательных потребностей детей в образовательной системе Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скрыпник (УИ 2057285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД