Ольга Глазкова
Консультация «Пусть будут дети здоровы»
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана детской жизни и укрепления здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, улучшение физического развития, повышение работоспособности организма является основным направлением развития системы дошкольного образования.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Публикация «Консультация „Пусть будут дети здоровы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Детский сад социальная структура, которая в основном определяет уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений, частоболеющие дети - все это негативные тенденции в здоровье подрастающего поколения.
Здоровье– это зависящая от многочисленных факторов индивидуально-личностная поликомпонентная характеристика, свойственная конкретному индивиду, состоящая из следующих компонентов:
- Соматическое здоровье - индивидуальная биологическая программа развития человека.
- Физическое здоровье - состояние организма человека, характеризующееся функциональными возможностями, уровнем развития органов и систем организма человека и способностью адаптироваться к различным факторам среды обитания.
- Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств обеспечивающих: гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
- Социальное здоровье - характеризуется системой ценностных установок и мотивов поведения в социальной среде, умением устанавливать адекватные и благоприятные межличностные отношения в социуме, деятельным отношением к окружающему миру.
- Духовно-нравственное здоровье -характеризуется системой ценностей и мотивами поведения человека, умением понимать и принимать общечеловеческие истины и определяется уровнем общей культуры и воспитанием человека [2].
В ДОУ разработаны модели сохранения и укрепления здоровья дошкольников, обеспечивающие полноценное развитие здоровой личности.
Здоровье сберегающие технологии – это приемы и методы, которые направлены на воспитание и формирование культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий дошкольного образования обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В нашей работе за основу принята примерная основная общеобразовательная программа «Детство», которая направлена на укрепление здоровья ребенка, формирование первоначальных знаний безопасного поведения. Создает условия для полноценного физического и психического развития ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре [1].
В нашем дошкольном учреждении работа по укреплению здоровья детей осуществляется комплексно, а так же путем интеграции в образовательный процесс современных технологий. При формировании двигательных навыков учитываются индивидуальные качества воспитанников. В этом процессе огромное внимание отводится организации здоровьесберегающего пространства. Современные музыкально - спортивные залы, используемое спортивное оборудование, спортивные площадки, оформленные участки детского сада все направлено на развитие двигательной активности. В приобщении детей к здоровому образу жизни работа ведется по благоустройству и озеленению территории дошкольного учреждения, создаются зоны отдыха для малышей и родителей, цветники, огород.
Для решения всех этих проблем в нашем детском саду разработано комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития частоболеющих детей и осуществляется оно при участии специалистов ДОУ (инструктора по физическому воспитанию, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника). С их участием проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, тщательно изучается состояния здоровья детей и прививаются навыки здорового образа жизни.
Вся система мероприятий позволяет:
обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;
решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;
предупреждать острое заболевание и невротическое состояние методами профилактики;
проводить социальные, санитарные и специальные меры по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний;
организовать здоровьесберегающую среду в группе и ДОУ;
пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей родителей и сотрудников;
сохранить и укрепить здоровье частоболеющих детей.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через разнообразные виды деятельности детей в детском саду. Однако важное место необходимо отвести физкультуре. Физкультура необходима и важна абсолютно для каждого ребенка. Родители часто недооценивают значение физических упражнений в росте и развитии детского организма.
Вызывают большой интерес занятия с использованием нетрадиционных форм: сюжетные, театрализованные. Регулярно проводятся спортивные праздники, развлечения, где активное участие принимают и родители. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Совместные прогулки сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Воспитанники с большим удовольствием посещают физкультурно- спортивные комплексы, где проводятся праздники, досуги, соревнования. Дети с интересом посещают спортивные секции, плавание, гимнастика
Особое место в формировании компетентности в области укрепления здоровья отводится играм. Основной акцент в игре делается на активизацию познавательной и самостоятельной деятельности детей.
Сообщество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Современная действительность ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. Решение проблемы оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия. Забота о здоровье детей занимает приоритетные позиции. И это понятно, поскольку всегда востребованы личности творческие, гармоничные, активные и здоровые.