Татьяна Максимова
«Путешествие по древней Москве». Конспект занятия для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по древней Москве
Цель: расширение и закрепление знаний о столице нашей Родины
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля, расширить их кругозор сведениями о древней и современной Москве.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине; Воспитывать интерес к посещению музеев, театров, выставок, культурно -исторических мест.
Публикация «„Путешествие по древней Москве“, Конспект занятия для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в прошлое. Я хочу вам рассказать, как выглядела столица нашей Родины - город Москва много-много лет назад.
Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете что? (леса).
Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
Через леса протекали реки большие и (маленькие, узкие и (широкие, мелкие и (глубокие). На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой. И начали люди строить маленькие деревянные домики.
Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домики перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой. Давайте повторим имя князя, который основал город Москва – князь Юрий Долгорукий. (повторяем хором)
Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город?
Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.
Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем. (Картинки с древней Москвой)
Сначала Москва была маленькая.
Шло время, Москва расширялась. Другой московский князь Иван Калита решил строить Кремль из дубовых бревен. С высокими дозорными башнями, чтобы следить за приближением врагов. Были построены красивые княжеские хоромы из дерева.
И тогда и долго, долго потом Москва вся была деревянной. Она часто горела и князья помогали людям заново отстраивать дома.
И поэтому другой московский князь Дмитрий Донской приказал соорудить стены из камня. При Дмитрии Донском Кремль не только стал белокаменным. Но и значительно расширился. Его стены стояли почти там же, где и сегодняшние. Эти крепкие стены не раз защищали Москву от врагов.
А что бы уберечь Москву от пожаров князь распорядился не строить деревянные дома рядом с кремлевскими стенами. И все деревянные дома убрали на расстояние 200 метров, так и образовалась Красная площадь.
А почему же сейчас стены не белые а красные? Дело в том, что белокаменные стены Дмитрия Донского сильно пострадали от войн и пожаров. Россия становилась сильным государством. Из разных стран приезжали иностранные послы, все хотели подружиться с Россией. Москве нужно было придать достойный вид, и другой князь Иван 3 затеял грандиозное строительство.
При Иване 3 выложили стены Кремля из красного кирпича. А случилось это так. Женился князь Иван на заморской царевне Софье. Она была очень мудрая и ей очень понравилось жить в нашей стране. И когда возник вопрос о том, как же сделать стены Кремля крепче и надежней, царевна Софья предложила позвать заморских мастеров. Они-то и придумали выложить стены из крепкого красного кирпича.
Сегодня мы подробнее рассмотрим, что представляет собой Московский Кремль. (Картинка с изображением Московского Кремля и схема Кремля).
Кремль – это крепость, форма которой напоминает треугольник. Внимательно посмотрите на картинку и скажите, как можно догадаться, что Кремль - действительно крепость
-Высокие зубчатые стены, а в них - бойницы, это место, откуда во время боев стрелки устанавливали оружие и защищали крепость от врагов.
Стены Кремля очень высокие с 3-х этажный дом, а в некоторых местах и с 6 –и этажный дом. Стены Кремля настолько толстые, что по ним можно проехать даже на лошади. Перебраться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было еще труднее.
- Стены Московского Кремля украшают 20 башен. А как вы думаете, для чего нужны башни? (предположение детей)
В башнях укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие, вода, оружие.
Посмотрите на схему и скажите, все ли башни одинаковые?
-Чем они отличаются? (размером) А одинаковой ли они формы? (одни прямоугольные, другие круглые)
-Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (три) Где они находятся? (по углам). А как вы думаете, почему именно по углам мастера построили круглые башни? (предположение детей).
Круглые башни были наиболее прочными, и из них можно было вести обстрел вкруговую. В этих башнях были устроены колодцы с водой, чтобы снабжать защитников водой во время осады Кремля и одна из башен так и называется Водовзводная. (Картинка)
-По названиям башен можно узнать назначение башен. Вот, например, эти башни (картинки) называются Угловая Арсенальная и Средняя Арсенальная. Высота этой башни с 20 – ти этажный дом и они самые прочные башни Кремля.
-Кто знает, что означает слово арсенал? (ответы детей)
-Арсенал – это склад для оружия. (дети повторяют слово хором и индивидуально).
-Как выдумаете, почему одна из башен называется Боровицкая? (предположение детей).
Эта башня получила свое название от слова бор. Когда –то неподалеку шумел красивый сосновый бор, и вот одну из башен так и назвали Боровицкая.
-Вот эта – Тайницкая башня. Попробуйте догадаться, откуда такое название (ответы детей).
Эта башня хранит очень важную для защитников крепости тайну – в ней находился тайный колодец и подземный проход к речному берегу.
-А название этой башни вы все очень хорошо знаете. (Картинка Спасской башни). Как она называется? Спасская башня. Как можно узнать Спасскую башню? (по курантам) Это главные часы нашей страны. Спасская башня – самая красивая башня Кремля.
-А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким (шагаем на месте)
Чтобы сильным стать и ловким (сгибание- разгибание рук к плечам в стороны)
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Шаги на месте не спеша (шагаем на месте)
Как погода хороша (прыжки на месте)
Не боимся мы пороши (прыжки на месте)
Ловим снег- хлопок в ладоши
Руки в стороны, по швам
Хватит снега вам и нам (хлопаем в ладоши)
Мы теперь метатели (изображаем метание рукой, меняя правую и левую руки)
Бьем по неприятелю
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок. (хлопаем в ладоши)
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно
Влево смотрим – раз, два, три
Так. И вправо посмотри
Вверх потянемся, пройдемся
И на место вновь вернемся. (дети садятся на стульчики)
-За стенами и башнями древнего Кремля – волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
-В Москве очень много интересных мест, которыми гордятся жители столицы! Некоторые из них известны всему миру : Большой театр, памятник А. С. Пушкину, Останкинская телевизионная башня. О Москве написано много стихов и песен, сложены пословицы и поговорки.
Москва – сердце России.
Москва – всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
Москвой – столицей весь народ гордится.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.
Вам понравилась наша прогулка? Что мы увидели сегодня? Что понравилось больше всего?
(Звучит песня «Москва» в исполнении Газманова)