Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»

Мария Суворова
Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»

Конспект занятия

Цель: создать условия для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей появления ложки.

Задачи:

Обучающие:

1. формировать представления детей об истории возникновения ложки, её

разновидностях, качествах и свойствах;

2. Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов материалов и длительности времени;

3. Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по „Реке времени“ Н, А, Короткова „История ложки“» размещена в разделах

1. Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;

2. Развивать мелкую и крупную моторику;

3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.

4. Развивать способность к экспериментированию;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

3. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

4. Воспитывать умение договариваться, учитывать интересы других.

Ход занятия:

Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься.

Воспитатель: - Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет). Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: - Я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (обсуждение с детьми культуры приема пищи).

Воспитатель: - Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Не лопата, не совок.

Что захватит, то в роток.

Кашу, суп или окрошку.

Вы узнали? Это (ложка).

Воспитатель: - Ребята, а какие бывают ложки? Хотите больше узнать о ложках? Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю еще раз совершить волшебное путешествие по реке времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также, как и время. Чтобы нам и в этот раз не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени».

Первая остановка называется «Древность».

- Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы.

Проговаривание слов:

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

В древность все мы попадаем.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть на экран.

- Сначала люди ели руками (2 слайд).

Воспитатель: - Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. (3 слайд). Но палочкой суп не поешь.

- Первую ложку человек вытесал из камня. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?

Дети: - Она была не ровная, тяжелая, не прочная, вовремя еды она обжигала рот (4 слайд).

Воспитатель: - Люди, жившие у южных морей (древние греки, когда не было ложек использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. А удобно ли есть с ракушки?

Дети: - Не удобно, острые края, ломается и т. д.

Воспитатель: - А представляете, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но, такие ложки были достаточно хрупкие, края острые, не ровные. (5 слайд).

Воспитатель: - Время шло, люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных их рогов, из коры деревьев (6 слайд).

Следующая остановка: «Старина».

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмемся за часы и переместимся в страну, произносим:

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

В старину мы попадаем.

Воспитатель: - Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей).

Воспитатель: - На Руси ложку изготавливали довольно рано из бересты. Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая, удобная и не нагревалась от горячей пищи. Первые деревянные ложки были очень простые, без украшений (7 слайд).

Воспитатель: - Кушали люди так: (8 слайд). Ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого. Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто-то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения. У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь Петр l, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Ел Петр l, как простые люди, деревянной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью.

Воспитатель: - А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край ложки отличался своей задумкой, не похожей на другие.

Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.

Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники (9 слайд).

Мастера ложечники изготовляли и расписывали разними узорами ложки. Так же их дарят как подарок – сувенир (10 слайд).

Воспитатель: - А как еще использовали ложки на Руси?

В России ложку используют еще как музыкальный инструмент (11 слайд).

Воспитатель: - Давайте послушаем ансамбль ложкарей. Кто хочет, может подвигаться под музыку (звучит аудиозапись, дети танцуют с ложками).

А короли пользовались ложками из серебра и золота (12 слайд).

Воспитатель: - Пора перемещаться дальше, ребята давайте возьмемся за часы. Следующая остановка «Наше время».

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

И домой мы попадаем.

Воспитатель: - А какими ложками мы пользуемся в наше время? Давайте вспомним (13 слайд).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разных ложек (14 слайд).

История ложек очень интересна и поэтому в пермском крае находится Музей ложек.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они отличаются? (дети называют характеристики). Можно проверить, какая тяжелее?

Проводим опыт с водой (емкость с водой стоит на столе, дети по очереди берут ложку и опускают в воду. Делают вывод, какая ложка тяжелее и из чего она сделана).

Воспитатель: - На столе очень много картинок, все они могут найти свое место на «Реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим.

Педагог предлагает объединиться в 3 группы:

- Ребята, предлагаю вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (дети берут по фишке).

А теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.

Воспитатель: - задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, назовите их.

Дети: - Это ложки из камня, ракушек, глины, рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев.

Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к старине, назовите их.

Дети: - Это ложки из бересты, дерева, серебра и золота.

Воспитатель: - Для третьей группы: отобрать картинки, относящиеся к нашему времени, назовите их.

Дети: - Это алюминиевые ложки, из нержавеющей стали, пластмассовые.

Воспитатель: - Прикладываем картинки на ту остановку времени, где они возникли.

- Предлагаю проверить, все ли картинки вы правильно приклеили.

Воспитатель: - Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны с расположением картинок? Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время.

Рассматривание и анализ «Река времени».

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась пека времени?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что делали вы? (спросить каждую группу). Вы довольны своей работой? Были затруднения? Что бы вы еще хотели узнать? А еще как можно использовать ложку? (ответы детей).

Воспитатель: - У меня есть предложение, сделать всем вместе театр на ложках. У нас есть пластмассовые ложки и набор цветных маркеров. Давайте превратим их в веселый театр. А варенье мы попробуем в полдник на десерт.

Публикации по теме:

«Водное путешествие по Москве-реке». Фотоотчёт«Водное путешествие по Москве-реке». Фотоотчёт В прошлое воскресенье мы побывали в невероятно увлекательном путешествии по набережным Москвы. Кремлёвская набережная – самая знаменитая,.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Лодки плывут по реке» Аппликация в средней группе : «Лодки плывут по реке» Воспитатель : Лагуткина Надежда Владимировна МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект НОД «Путешествие по стране Времени» (подготовительная группа)Конспект НОД «Путешествие по стране Времени» (подготовительная группа) ОО «Познавательное развитие». Цель: - развитие у детей познавательной активности в процессе ФЭМП через использование игровых приемов. Задачи:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени»Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени» Конспект ОД по познавательному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВРЕМЕНИ» Цель: - закрепить и расширить знания детей о различных видах часов,.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк» Цель: совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Задачи: Развитие интереса к игре. Закрепление представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»
Опубликовано: 10 января 2024 в 13:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД