Наталья Добряк
Конспект занятия «Путешествие по сказкам или проказы Бабы-Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги».
Цель:
1. Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным фольклором.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, ключевым словам, предметам.
2. Расширять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по сказкам или проказы Бабы-Яги“» размещена в разделах
3. Активизировать в речи детей название сказок, имена сказочных героев.
4. Развивать коммуникативные навыки, умение, общаться с взрослыми и сверстниками, развивать диалогическую речь.
5. Воспитывать любовь и интерес к сказкам.
Материалы и оборудование: звук леса, посылка, письмо, сундук, чудесный мешочек, клубок, шарики для бассейна 2 корзины в цвет шариков, 3 стула разного размера, три кружки разного размера, три медведя большой, средний, маленький. Мяч, 8 конвертов с картинками по сказкам, 8 картинок с перепутанными сказками, 1ключ, книга со сказками. Ткань синего цвета для речки, кружочки в виде узкой тропинки, картинка с золушкой.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание картинок, беседа о сказках.
Ход занятия
Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вы любите русские –народные сказки.
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: Далеко-далёко за горами, за дремучими лесами, за тридевять земель находится загадочная страна Сказок.
Воспитатель: Ребята, хотите туда отправиться?
Дети: да
Воспитатель: Но сначала нам с вами надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь, возьмемся за руки и произнесем слова, чтобы попасть в страну сказок.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
В сказке мигом окажитесь (закрывают глаза и кружатся вокруг себя).
Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Сказок. Жители сказочной страны прислали вам в подарок: книгу с волшебными сказками. Давайте откроем посылку (воспитатель с детьми открывает посылку).
- Ой, ребята, где же книга со сказками? За место книги со сказками, какая то помятая записка, давайте прочитаем её.
(Воспитатель читает послание).
«Дорогие детишки, девчонки и мальчишки, я украла ваши сказки и спрятала их в сундуке под замком. А чтобы добыть эту книгу вам нужно найти ключ, выполняя мои задания. Желаю успеха, ха –ха! Ваша Баба Яга».
Воспитатель: - Ну, что, ребята выполним задания Бабы –Яги, не испугаемся трудностей?
- Не может Баба – Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти книгу с волшебными сказками, чтобы мы могли её читать. Где находится сундук – мы не знаем. А как туда попасть? Кто, нам укажет путь? (высказывания детей).
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это - волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. Давайте с вами произнесем волшебные слова и клубок укажет нам путь.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек помоги, к сундуку нас приведи!», клубочек покатился к заданию.
Воспитатель: Посмотрите, впереди сказочный лес, но чтобы к нему добраться, нам нужно перейти через высокую траву, узкую тропинку и полюбоваться рекой. Справимся? Тогда вперёд за мной.
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют шепотом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Воспитатель: Ну, вот ребята смотрите, куда клубочек нас привел.
Воспитатель: Ребята посмотрите, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: Золушка.
Воспитатель: Правильно ребята это сказка про золушку, злая мачеха не пускает золушку на бал пока она не выполнит всю работу. Посмотрите ребята, что у нас в реке лежит?
Дети: шарики
Воспитатель: А какого они цвета?
Дети: красные и зеленые
Воспитатель: и так у нас есть шарики красного и зеленого цвета и две корзины, а как вы думаете, что с ними надо сделать?
Дети: Надо разложить шарики по цветам
Воспитатель: конечно, я поставлю корзины, а вы аккуратно не провалитесь в речку, и не толкайте своего соседа. Дети бегают и сортируют шарики
Воспитатель: молодцы ребята вы справились, теперь золушка точно успеет на бал, кидаем дальше наш клубочек. Ребята я вам загадаю загадку, а вы скажете мне в какую сказку мы попали.
Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Воспитатель: А какое настроение бывает у мишек? А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Отдохнули, хорошо, а теперь баба Яга хочет проверить как хорошо вы знаете сказки :
Игровое упражнение с мячом: «Дополни имя сказочного героя».
Воспитатель: У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас я говорю первое слово, кидаю мяч, а вы называете следующее и возвращаете мяч обратно.
(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Баба- Яга, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Карабас-Барабас, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята сказки вы знаете хорошо, справились. Кидаем дальше наш клубок. И смотрим, что же нам Баба-Яга приготовила.
Воспитатель: присаживайтесь за стол, ребята вы должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Вы аккуратно берете раскладываете перед собой картинки и потом вы должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.
1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению.
Воспитатель спрашивает у детей у кого какая сказка.
Воспитатель: молодцы ребята, кидаем дальше наш клубок. Смотрим наш клубок опять прикатился к заданию, подходим к столу, давайте возьмем каждый по картинке и посмотрим что же там. Баба – Яга перепутала сказки, надо исправить посмотрите внимательно на свою картинку и скажите нам, что же там неправильно. Будьте аккуратны не размахивайте картинками. Ребята мы с вами, Выполнили все задания, а где же наш сундук со сказками, кидаем наш клубочек и посмотрим. Ну, вот же он ребята смотрите мы дошли до сундука, а вот и ключ (лежит под сундуком) открываем сундук вот она ребята наша книга с волшебными сказками. Теперь мы с вами будем читать волшебные сказки. Ну что нам пора возвращаться в детский сад вы готовы.
Дети: да
Воспитатель: возьмемся за руки и произнесем слова, чтобы попасть в детский сад.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
И в саду вы окажитесь (закрывают глаза и кружатся вокруг себя).
(воспитатель выключает звуки леса)
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие,
Дети: да
Воспитатель: А куда мы с вами отправились
Дети: в страну сказок
Воспитатель: Что нам прислали жители сказочной страны
Дети: посылку с волшебными сказками
Воспитатель: Кто спрятал наши волшебные сказки
Дети: Баба-Яга
Воспитатель: Мы вернули нашу книгу с волшебными сказками
Дети: Да вернули
Воспитатель: Молодцы, мы с вами справились.