МААМ-картинки

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну знаний»

Елена Ларина
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну знаний»

Программное содержание : закрепить понятие детей о предложении, упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов (устно, делить на слоги трёхсложные и четырехсложные слова с открытыми слогами; обучать звуковому анализу слов; различать твердые и мягкие согласные. Учить определять место звука в трёх позициях (в начале, в середине и в конце слова, показать слогообразующую роль гласного и значение ударения; обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения); обращать внимание на написание большой буквы в именах людей и кличках животных; формировать устную речь детей; обогащать словарный запас, проявлять любовь к родному языку, развивать воображение, интонационную выразительность речи.

Публикация «Занятие по обучению грамоте „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах

Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключение Буратино», просмотр мультфильма одноименного; беседы по содержанию, придумывание вместе с детьми продолжения сказки про Буратино, рисование любимых героев сказки, составление слов из букв, анализ слов и предложений.

Оборудование: буквы по количеству детей, схемы предложений, слоговая таблица, кружки (фишки) синие и красные по количеству детей, предметные картинки, фланелеграф, магнитная доска, мольберты, сигнальная карточка на каждого ребенка, ширма. : макет двери, костюмы для детей

Словарь: «звук», «буква», «ударение», «слоги», «слова».

Ход занятия.

Дети стоят полукругом около воспитателя. Кто-то стучится в дверь. Входит девочка-волшебница. «Здравствуйте дорогие ребята. Я волшебница из мира сказок. Я нашла вот этот конверт возле вашего детского сада. Интересно от кого он? Адрес непонятный. Давайте посмотрим. Ничего не понимаю. Конверт почему-то не открывается. Что мы забыли сказать? Волшебные слова.

- Давайте - говорит воспитатель, - вспомним эти волшебные слова. Игра «Подбери нужные слова».

- Каким словом можно поприветствовать (здравствуй, привет, доброе утро);

- поблагодарить (спасибо, очень вам благодарен);

- похвалить (молодец, умница, ты хороший, умный);

- успокоить (не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся);

- попросить о чем-то (пожалуйста, будьте добры, разрешите спросить).

- Вот теперь конверт наверняка откроется. Открываем конверт.

- Это письмо нам прислали герои одной сказки. А какой мы пока не знаем. Здесь только лежат листочки с заданиями. Чтобы попасть в сказку вы должны выполнить задания.

Предлагаю детям слоговую таблицу. Дети по слоговой таблице составляют слова: Буратино, Мальвина, ключик, сказка.

- Теперь поняли герои какой сказки прислали нам письмо? Звучит фонограмма. В группу входит Буратино и Мальвина. Буратино говорит:

- Дорогие друзья, я нашел заветную дверцу, которая ведет в страну знаний.

- Ты знаешь Буратино, какая это волшебная страна? Там живут буквы, которые складываются в слоги в слова, а слова составляют предложения. Все предложения собираются вместе. А перед жителями этой страны предстают Золушка и Колобок, Петух и Лиса, Волк и Красная шапочка. В этой замечательной стране добро всегда побеждает зло. Буратино:

- Как бы мне хотелось попасть в эту страну! А вы ребята хотите туда попасть? Но как открыть эту волшебную дверь? Мальвина:

- Ты Буратино мечтаешь найти Золотой ключик, чтобы попасть в страну Знаний? А что ты там будешь делать? Ведь ты же не умеешь ни читать, ни писать (смеётся). Буратино:

2

- Ребята, а вы научите меня читать и писать? Правда? Поднимите руки, кто пойдет со мной в страну Знаний. Вот видишь, Мальвина, сколько у меня друзей.

- Да, Буратино, недаром говорится: «Там, где дружат, живут не тужат».

- А сейчас, Буратино и Мальвина, мы приглашаем вас в путешествие по стране Знаний. А сейчас отгадайте загадки, дети отгадывают тоже:

Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа)

Черные, кривые, от рождения немые,

Встанут в ряд – все заговорят. (Буквы)

- Молодцы, а теперь проходите за столы. Дети под музыку В. Шаинского «Чему учат в школе» садятся за столы.

С далекой планеты

Космической почтой,

Пришло нам послание,

Ответ ждали срочно.

Но только пока доставала очки,

Послание пес разорвал на клочки.

Задание: из букв на клочках послания, можно составить слова. Впишите нужные буквы в одинаковые кусочки и прочтите, что получилось. Из этих букв составь другие слова, какие подскажут картинки.

Дети составляют. После этого дети составляют предложения. Первые из слов, написанных на зеленой полоске зонта. Вторые из слов на красной полоске. Какая сказка начинается с этих предложений? Мальвина: - Расскажу тебе дружок я про предложение,

У меня на этот счет есть такое мнение;

В предложении, неважно, много слов или одно,

Но законченные мысли выражать оно должно;

Ты всегда с заглавной буквы предложение пиши.

Ну, а, где поставить точку,

Вопросительный знак и восклицательный знак,

Знают даже малыши.

Вместе с детьми и героями сказки делается анализ предложений, составляются схемы предложений. По тексту дети определяют сколько предложений: «Буратино - добрый наш попутчик. Сказки детства я не знаю лучше. Золотой в той сказке найден ключик. Отворит он дверь в прекрасную страну».

- А теперь посмотрите на вот эти слова: Мальвина, Буратино. Давайте разделим слово Буратино на слоги:

- сколько слогов?

- сколько букв?

- сколько звуков?

- куда падает ударение?

- отчего зависит количество слогов?

- а одинаково ли звучат согласные звуки (мягкие, твердые?

- что их делает мягкими?

- А теперь анализируем слово Мальвина:

- сколько букв?

- сколько звуков?- обозначьте их фишками.

- почему звуков меньше?

- какие согласные?

- звук «ль» какой, почему?

3

«Мягкий знак - особый знак, буквы он смягчать мастак».

- Такие проказницы буквы бывают,

Из слова они иногда выпадают.

И будет отличником в будущем тот,

Кто буковки эти на место вернет.

Задание: отыщи нужную букву и вставь её на место так, чтобы в каждой фигуре можно было прочесть по диагонали слово.

Физкультминутка: - Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Нужно на носочки встать,

Чтобы ключик нам достать.

- Отдохнули? А теперь давайте продолжим. Соедини то, что написано на корнях, с написанным на ножках грибов. Я их запишу, а мы поставим в них ударение: гриб-ок, ник, очек, ной. А следующее задание выполним вот такое. Дети подходят к шарикам, а шарики на мольберте. Задание:

- Определи, какие слова на шариках, имена или клички животных, а какие названия предметов. Соедини соответствующие друг другу шарики и рисунки стрелками. Теперь каждый напишет свое имя. Как вы его напишите? (с большой буквы).

Есть буква большая – заглавная буква,

Она не зазнайка и вовсе не бука.

И если ты имя напишешь свое,

То первой напишешь, конечно её.

Фамилию, Отчество станешь писать,

С неё обязательно нужно начать.

И клички животных, любимцев своих,

С заглавной пиши, не обидеть, чтоб их.

Предлагаю детям предметные картинки со звуком «М». Дети выясняют положение звука в слове (в середине, конце, начале, просигналят карточкой.

- Смотрите! Это проделки Карабаса-Барабаса. Он превратил звуки в буквы, но у каждой отнял один или несколько элементов. Помогите буквам, найдите недостающие элементы. (Разделить детей на группы. Они восстанавливают буквы). За фланелеграфом. лежат буквы на тесемках. Дети становятся в колонну и берут эти буквы. .У них получается слово. : Золотой ключик.

Этот ключик не простой,

Не простой он, золотой,

Отворить им можно дверь,

Ты владеешь им теперь.

- Как и во всех сказках и сказочных историях, добро у нас победило зло и мы с вами приложили не мало усилий для этой победы.

- Спасибо вам ребята, что вы научили Буратино читать и писать.

Всем девчонкам и мальчишкам

Буратино другом стал.

Он в коротеньких штанишках

С нами вместе танцевал.

А Буратино говорит:

- В новый мир открою дверь,

Буквы знаю я теперь!

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе (сентябрь — февраль) выполнила воспитатель Углова А. А. СЕНТЯБРЬ 1неделя Тема: «Слово» Занятие №1 Программное содержание Подвести детей к пониманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну знаний»
Опубликовано: 12 января 2015 в 21:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД