Валерия Медведева
Пути коррекции фонетической стороны речи в период подготовки ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы у детей дошкольного возраста подготовительных групп к школе часто наблюдаются нарушения в звукопроизношении. По результатам логопедической диагностики на начало учебного года отмечаются дефекты в произношении речевых звуков у большей половины детей, которые нуждаются в последующей логопедической помощи.
У детей с сохранным интеллектом и фонематическим слухом сформирован фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить в речи. Но многие современные дошкольники имеют сложности в короткие сроки обучаться правильно произносить звуки русского языка из-за недостаточной подвижности органов артикуляции или анатомического строения артикуляционного аппарата.
Публикация «Пути коррекции фонетической стороны речи в период подготовки ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
В своей диагностике учитель-логопед отмечает строение артикуляционного аппарата и состояние речевой моторики, состояние голосовой и дыхательной функции дошкольника, нуждающегося в логопедической помощи. После изучения состояния речи дошкольника старшего возраста специалист имеет полную картину о том, как можно продуктивно выстроить путь коррекции для исправления дефекта звукопроизношения той или иной нарушенной группы звуков или нарушенного одного звука.
Работа над правильным звукопроизношением подразумевает под собой систематический комплекс действий, направленный на воздействие всех структур, участвующих в воспроизведении звуков речи. В своей работе учитель-логопед начинает первые шаги работы с дошкольником, но успешность зависит от активного желания не только ребенка заниматься и тренировать навык правильного звукопроизношения, но и от активности систематической работы родителей дома.
Начинает свою работу специалист с формирования или коррекции правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. Данный вид деятельности занимает некоторую часть логопедического занятия, но имеет весомую значимость для выработки сильной воздушной струи и осознания ребенком начального ощущения артикуляционного аппарата.
После виртуального знакомства ребенка с физиологией артикуляционного аппарата, профилями сохранных звуков (тех звуков речи, которые хорошо получается говорить с правильной артикуляционной позой, дошкольник готов к изучению артикуляционных упражнений. В своей работе я использую разные игровые формы знакомств с упражнениями для мимических мышц лица и для мышц языка.
Многие современные старшие дошкольники имеют вялую артикуляцию не только языка, но вялые мышцы тела и часто испытывают сложности при моторном планировании. Поэтому на занятиях специалистом уделяется время на осознание и чувственное восприятие тела и мышц тела в пространстве и по отношению к другому человеку. А в практических заданиях можно создавать условия для ребенка использовать кинезиологические упражнения для работы с мышцами левой и правой рук, а также левой и правой стороны лица.
Для того, чтобы вызвать интерес у ребенка и желание дома заниматься перед зеркалом, вспоминая пройденные упражнения, создана система творческих заданий с артикуляционными упражнениями, а также совместно с детьми каждый раз придумывается новая история про героя Язычка.
Используя разные способы постановки в работе (в зависимости от того, какой способ более доступен для ребенка и для его мышц артикуляционного аппарата, специалист с ребенком достигают совместного успеха.
Далее начинается совместная работа по автоматизации звука (изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи). На этом этапе важно активное желание родителей присоединиться к закреплению полученных навыков дошкольника. И постепенно, используя поддержку семьи и контроль звука специалистом, можно достигнуть быстрых результатов включения поставленного звука в речь у старшего дошкольника.
Итак, задача специалиста состоит в следующих позициях, которые он складывает в систематическую работу над коррекцией звукопроизношения :
- формирование развития правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха
- подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции дефектных звуков через качественное выполнение артикуляционных упражнений
- формирование правильного уклада нарушенных звуков (вызывание звуков) и их автоматизация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и чистоговорках.
Важны в работе над коррекцией фонетической стороны речи позитивный настрой всех участников процесса, заинтересованность ребенка, помощь со стороны родителей и готовность совместно со специалистом достигать успехов.