МААМ-картинки

Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников

Федаева Наталья
Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников

Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори

На современном этапе развития дошкольной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса обучения дошкольников математическим представлениям и в частности формированию у них элементарных количественных представлений, так как они являются основой, обеспечивающей овладение более сложным математическим знаниям, умениям и навыкам. Актуальной задачей дошкольной педагогики современные ученные считают поиск резервов умственного развития детей дошкольного возраста. Проводимое исследование направленно на поиск таких путей обучения детей основам математики, а именно формированию у них элементарных количественных представлений, которые способствовали бы не только овладению счетом и улучшению математической подготовки в целом, но и дали значительное продвижение в умственном развитии детей. В связи с чем, целью обучающего эксперимента является формирование у дошкольников элементарных количественных представлений с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори.

Публикация «Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Как известно, развитие элементарных количественных представлений у дошкольников идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (П. Я. Гальперин [1,С. 63-66], В., А. М. Леушина [3,С. 57-65] и др.) показывают, что в основе познания детьми количественной стороны действительности лежат сенсорные процессы, и что элементарные количественные представления формируются у детей на основе практической деятельности с предметом. В своей системе М. Монтессори центральное место уделяет сенсорному воспитанию. Познавая окружающий мир, обеспечивается и обобщается чувственный опыт ребенка, формируются представления о свойствах и качествах предмета, что способствует появлению и развитию более полных понятий, обогащающих интеллект, делая его более глубоким. Сенсорное воспитание она считает основой предматематической подготовки ребенка и связывает работу по совершенствованию органов чувств с развитием элементарных математических представлений, и обучение строит по принципу постепенного продвижения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому. Учитывая данную особенность, в ходе экспериментального обучения, мы предполагали вести ребенка от познания количества предметов : «один – мало – много» к сравнению множеств «больше – меньше», «равенство – неравенство».

М. Монтессори разработала систему дидактических материалов, способствующих сенсорному развитию. Среди них имеются и такие, которые непосредственно влияют на развитие количественных представлений и понятий, так называемые «базовые математические материалы». К ним относятся: «Красно-синие штанги», «Ящики с веретенами» и другие. Их применение имеет огромное значение при формировании математических понятий и в частности количественных представлений и понятий у дошкольников.

Как правило, в системе М. Монтессори, опираясь не только на словесную, но и на чувственную основу, трудностей при овладении счетом у детей дошкольного возраста не бывает. Используя специальный дидактический материал "Числовые штанги", ребенок не только видит определенное количество промежутков и слышит слово - числительное, его обозначающее, но и чувственно ощущает его множественность. Работа с ярким красочным материалом не только облегчает осознание ребенком количества, но и вызывает интерес к процессу обучения и усвоения чисел. Для закрепления образа числа вводятся числовые знаки - цифры.

М. Монтессори знакомство с цифрами предлагает проводить первоначально без опоры на количество. С этой целью она разработала материал "Цифры из шершавой бумаги". В ходе трехступенчатого «урока» ребенок тактильно ощущает форму написания цифры, проговаривает название каждого числа.

В нашем эксперименте участвовало 10 детей, в возрасте 5-6 лет. Занятия проводились во время кружковой работы в соответствии с программой «Детство» с использованием элементов методики и сенсорного материала М. Монтессори. В качестве дидактического материала использовались «Красно-синие штанги» и «Ящики с веретенами».

Задачами экспериментального обучения явились следующие:

1) развитие представлений о количестве предметов : «один – мало – много»; формирование умений сравнивать множества – видеть равенство или неравенство двух групп предметов; совершенствование умений сравнивать однородные предметы методом приложения и наложения;

2) опосредованная подготовка к выполнению арифметических операций;

3) формирование логических операций на основе действий с конкретными предметами – сравнение и составление пар;

4) расширение словарного запаса, посредством введения в словарь детей терминов, обозначающих количественные описания и понимания, а также практическое применение их в речи.

В конце учебного года был проведен сравнительный эксперимент с целью выявления степени усвоения детьми элементарных количественных представлений, а также развивающего эффекта обучения дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори.

Нам необходимо было выяснить, в какой степени предложенная нами методика повлияла на уровень сформированности элементарных количественных представлений детей. С этой целью были обследованы дети - кружковцы, а также их сверстники, не занимавшиеся в кружке (10 детей). Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства детей, не занимавшихся в кружке, в отличие от наших воспитанников, количественные отношения оказались недостаточно сформированными.

Таким образом, на основе результатов сравнительного эксперимента можно сделать вывод о том, что дети, прошедшие экспериментальное обучение, значительно свободнее ориентировались в условиях заданий, успешнее выполняли их, самостоятельно работали с сенсорным материалом, активнее использовали в речи математическую терминологию, переносили имеющийся опыт в новые ситуации, чем дети оставшейся группы.

Эффективность использования развивающих упражнений на основе элементов педагогической системы М. Монтессори доказывается и тем, что уровень развития элементарных количественных представлений у детей экспериментальной группы стал в целом значительно выше, чем у детей, не занимавшихся в кружке.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно говорить о возможности применения развивающих упражнений и элементов педагогической системы М. Монтессори в практике воспитателей дошкольных учреждений.

Литература:

1. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщение V. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей // Доклады АПН РСФСР – 1961.- №1-С. 63-66.

2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М. : просвещение, 1974. – 368 с.

3. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе: учебное пособие / Под ред. Д. Г. Сорокова. – М. : МГПУ, 1997. – 552 с.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важная часть их общей подготовке к школе. внимание к этой.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений у дошкольников
Опубликовано: 22 июля 2014 в 23:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД