Папки-передвижки

Рабочая дополнительная образовательная программа «Разноцветные ладошки»

Юлия Шепталова
Рабочая дополнительная образовательная программа «Разноцветные ладошки»

Рабочая дополнительная образовательная программа " Разноцветные ладошки"

Разработчик :

Воспитатель : Шепталова Ю. С

2018 г.

Направление: «Художественно – эстетическое развитие»

Возраст воспитанников: 3-5 лет

Срок реализации программы : 1 год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты.

3. Тематический план.

4. Информационно-методическое обеспечение

Публикация «Рабочая дополнительная образовательная программа „Разноцветные ладошки“» размещена в разделах

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Настоящая программа является авторской программой, художественно –эстетической направленности и реализуется в МБДОУ «Детский сад №24 с учётом образовательной программы дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я разработала план кружка по изобразительной деятельности «Разноцветные ладошки».

Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память и способность к образному мышлению. Оно учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает доброту, учит сопереживать и сочувствовать окружающим.

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

Актуальность

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость:

Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Она знакомит детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; учит узнавать и называть основные цвета, вызывает эмоциональный отклик от рисования; воспитывает аккуратность; развивает мелкую моторику рук, творческие способности и речь детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности.

Предназначена для педагогов ДОУ, работающих по данной теме.

Вид: авторская программа

Новизна программы :

1. Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования 2013 года.

2. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

3. Совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.

4. Рисование нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Цель:

Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

Обучающие задачи

1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Научить детей владеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками рисования.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

2. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Развивающие задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов

2. Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

3. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Отличительные особенности программы :

1. Рабочая дополнительная образовательная программа «Разноцветные ладошки»имеет художественно-эстетическую направленность, является непосредственно - образовательной с практической ориентацией.

2. Ведущая деятельность – игровая, что соответствует возрастным особенностям дошкольника: позволяет легко увлечь ребенка, используя мотив личной заинтересованности.

3. Программа - разноуровневая : учитывает зону ближайшего развития и индивидуальный темп продвижения каждого ребенка.

4. Программа - здоровьесберегающая: сохранение правильной осанки, зрения, создание эмоционального комфорта.

1. Построена с учетом принципов:

- принцип системности (от простого - к сложному, от частного - к общему);

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Теоретические основы программы :

Рабочая программа составлена на основе технологии нетрадиционной техники рисования Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие, исследования социально-эмоционального воспитания (И. А. Лыкова, Никашин А. И. СтраунингА. М.)идеи художественно - эстетического воспитания (М. Б. Халезова – Зацепина; А. А. Грибовская, Кислинская Т. В)

Основные понятия и термины: «Сенсорное развитие детей», «нетрадиционная техника рисования», «основные цвета».

Организация кружка:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет :

3 – 4 года (2 младшая группа)

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 15 минут).

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка -2 раза в неделю.

Методы, используемые в работе кружка «Разноцветные ладошки».

традиционные:

1. словесные (рассказы, объяснения, беседы);

2. наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);

3. практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование).

нетрадиционные:

1. пальчиковые игры;

2. игры с предметами и материалами;

3. массаж рук;

4. упражнения с пальчиками.

2. Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

1 Основные цвета и их оттенки, различать и называть форму предметов, дифференцировать предметы (изображение) по размеру.

2. Техники изобразительного искусства : рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование крупой, тампонирование.

3. Пальчиковые игры и упражнения, приемы самомассажа рук.

Воспитанники должны уметь:

1. Применять техники изобразительного искусства : рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование крупой, тампонирование

2. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.

3. Тематический план кружка «Разноцветные ладошки»

4. Информационно – методическое обеспечение программы :

Октябрь

Первая неделя:

Занятие 1 Цветные мелки пришли с друзьями, поиграйте, дети с нами. Знакомить детей с правилами пользования восковыми мелками.

Учить детей держать мелок тремя пальцами (не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист.

Занятие 2 Дождик кап-кап-кап! Продолжать учить детей правильно держать восковые мелки.

Проводить длинные и короткие прямые линии сверху вниз.

Учить детей узнавать и называть синий цвет.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Вторая неделя

Занятие 1 Мой веселый звонкий мяч.

Закрепить знания детей, правильно пользоваться ватными палочками.

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

Упражнять в различении цветов.

Занятие 2 Ягодка за ягодкой (на веточках).

(Рисование ватными палочками).

Создать ритмическую композицию.

Продолжать закреплять знания детей правильно держать ватную палочку.

Продолжать учить пользоваться гуашью кистью, водой, салфеткой.

Сочетать изобразительные техники : рисование веточек восковыми мелками и ягодки – ватными палочками.

Учить детей узнавать и называть красный цвет.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Третья неделя

Занятие 1 Листочки летят.

(Рисование методом тычка поролоном). Подводить детей к передаче преднамеренного изображения.

Познакомить с техникой рисования тычком поролоном.

Учить узнавать и называть жёлтый цвет.

Занятие 2

Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне.

Развитие чувства цвета и ритма.

Учить пользоваться гуашью, кистью, водой, салфеткой.

Развивать аккуратность.

Вызвать у детей желание рисовать.

Ноябрь

Первая неделя

Занятие 1 Вот ёжик - ни головы, ни ножек! Познакомить с техникой рисования зубной щеткой.

Создание образа ё жика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - зубной щеткой.

Продолжать учить пользоваться гуашью, кистью, водой, салфеткой.

Дополнение образа по своему желанию.

Занятие 2 Деревья и ёлочки в осеннем лесу. Учить изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку (ствол, ветки).

Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе.

Обогащать словарь (вверх, вниз, высокое, низкое).

Воспитывать интерес к рисованию, творчеству.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, уверенность, активность.

Вторая неделя

Занятие 1 Полосатые полотенца для лесных зверушек.

(Декоративное рисование) Учить чередовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике ватными палочками.

Развивать чувство ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий).

Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.

Занятие 2 Птички клюют ягоды.

(Рисование пальчиками, оттиск пробкой)

Познакомить с техникой рисования пальчиками и печатанием пробкой.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета).

Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Воспитывать любовь, заботу о птицах, сочувствие, желание помочь.

Обогащать словарь (холодно, птицы голодают, подкармливание)

Воспитывать аккуратность.

Третья неделя

Занятие 1 Белый снег пушистый.

(Метод набрызга) Познакомить с методом рисования набрызгом.

Учить изображать пушистый снег на всём листе при помощи зубной щетки.

Учить детей узнавать белый цвет.

Закреплять умение пользоваться гуашью, зубной щеткой, картоном.

Занятие 2 Белый снег пушистый

Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

Четвертая неделя

Занятие 1 Вьюга – завируха.

(Рисование по -мокрому). Знакомить детей с методом рисования по - мокрому.

Рисование хаотичных узоров в технике по - мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий.

Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.

Занятие 2

Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

Вызвать у детей желание рисовать.

Декабрь

Первая неделя

Занятие 1 Новогодний серпантин. Учить свободно проводить линии разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями).

Занятие 2 Новогодний серпантин Закрепить знания пользоваться гуашью, ватными палочками, водой, салфеткой.

Развитие чувства цвета и формы.

Обогащать словарь (Новый год, праздник, серпантин).

Вторая неделя

Занятие 1 Ах, какая ёлочка – зелёные

иголочки!

(Метод тычка жесткой кистью) Познакомить с техникой рисования - тычок жесткой кистью.

Учить рисовать ёлочку методом тычка жесткой полусухой кистью, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой.

Занятие 2 Ах, какая елочка-зеленые иголочки!

Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе бумаги.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом.

Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества. Обогащать словарь (Новый год, праздник, елка, Дед Мороз, подарки).

Третья неделя

Занятие 1 Веселый снеговик.

Познакомить с техникой рисования трафаретом.

Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и зубной щетки, дорисовками ватной палочкой.

Занятие 2 Веселый снеговик

Закреплять навык аккуратной работы щеткой, гуашью.

Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

Обогащать словарь (снег, снежная земля, снеговик, снежная баба, снегурочка)

Воспитывать дружелюбие, сочувствие, желание помочь, старание.

Январь

Занятие 1 Поможем зайчику.

(Рисование пальчиками) Учить детей рисовать на черном картоне пальчиками точки – звёздочки, рисовать следы от лап пальчиками, сложенными щепоткой.

Занятие 2 Поможем зайчику Продолжать рисование пальчиками.

Воспитывать отзывчивость и доброту.

Занятие 2 Разноцветные флажки.

Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы, разными методами рисования.

Воспитание самостоятельности, уверенности.

Развивать чувства формы и цвета.

Вторая неделя

Занятие 1 Колобок покатился по дорожке. Учить рисовать по сюжету сказки «Колобок».

Уточнить представление о внешнем виде колобка.

Создавать образ колобка на основе круга (по трафарету, круг закрашиваем поролоновым тампоном – методом тычка, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями (ватными палочками)

Занятие 2 Продолжение «Колобок» Развивать чувство формы и цвета, а так же мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.

Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.

Третья неделя

Занятие 1 Снегирь.

(Рисование пальчиками) Закрепить технику рисования пальчиками.

Учить раскрашивать грудку снегиря и рябинку, используя пальчики, гуашь.

Учить аккуратно рисовать пальчиками, ориентироваться на листе бумаги.

Развивать речь, память, внимание.

Занятие 2 Снегири

Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.

Обогащать словарь (зима, снег, птицы, снегирь, рябина).

Февраль

Первая неделя

Занятие 1 Галстук для папы.

(Рисование пальчиками) Совершенствовать умения и навыки в данной технике рисования.

Учить чередовать узоры из прямых и волнистых линий на поверхности галстука.

Занятие 2 Галстук для папы Развивать чувство ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий).

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

Воспитывать чувство заботы о папе.

Вторая неделя

Занятие 1 Мои рукавички.

(Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками) Упражнять в технике печатания (оттиск печатками из картофеля, пробкой, а также в технике рисование пальчиками.

Занятие 2 Мои рукавички

Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Воспитывать чувство красоты, старание, аккуратность, положительные эмоции от творчества.

Март

Первая неделя

Занятие 1 Цветок для мамочки.

(Методом тычка поролоном)

Занятие 2 Продолжение цветок для мамочки.

Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор, выделение серединки и лепестков).

Продолжать учить пользоваться поролоновым тампоном, ватными палочками, гуашью, водой, салфеткой.

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

Воспитывать чувство заботы о маме.

Вторая неделя

Занятие 1 Смотрит солнышко в окошко.

(Рисование ладошками, коллективная работа). Познакомить с техникой печатания ладошками.

Занятие 2 Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка.

Развивать цветовосприятие, мышление, восприятие, координацию движений.

Приучать работать коллективно.

Воспитывать аккуратность.

Третья неделя

Занятие 1 Звонкая капель.

(Рисование пальчиком) Закрепить технику рисования пальчиком.

Занятие 2 Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками – падающие с них капельки.

Развивать словарь (весна, теплое солнышко, капель).

Апрель

Первая неделя

Занятие 1Ручейки бегут, журчат. Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем.

Занятие 2 Закрепление способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально с помощью пальчиков.

Развитие чувства формы и композиции.

Развивать словарь (весна, теплое солнышко, капель, ручейки).

Вторая неделя

Занятие 1 Травка для зайчат. Закреплять правила пользования ватными палочками, гуашью кистью, водой, салфеткой.

Занятие 2 Продолжение Травка для зайчат

Учить детей рисовать травку короткими штрихами.

Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа.

Закрепить знания детей о зелёном цвете.

Вызвать у детей сочувствие к игровым персонажам, желание им помочь.

Третья неделя

Занятие 1 Птички – невелички.

(Рисование ладошками, коллективная работа). Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений.

Занятие 2 Получение образов с помощью отпечатков ладошек.

Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят).

Обеспечить условия для сотворчества по созданию коллективной композиции.

Май

Первая неделя

Занятие 1

Травушка -муравушка со сна поднялась.

(Рисование ладошками). Упражнять в технике печатания ладошкой.

Занятие 2 Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа.

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

Развивать цветовосприятие.

Обогащать словарь (весна, солнышко, травушка-муравушка).

Вторая неделя

Занятие 1

"Палитра"

Понадобится реквизит (капелька,карточки с оттенками)

Рассказать детям,как получаются новые оттенки. Пигласить малышей стать волшебниками. Придумать какую-нибудь фразу,после которой получится новый оттенок,например "Крибле-крабле-бумс!"

Занятие 2 Капклька Пусть капелька вам помогает:подсказывает,какую краску взять,приносит карточку с получившимся ттенком,напоминает интересные факты про этот цвет.

Третья неделя

Занятие 1

"Флейта"

вместе с детьми делаем разноцветную флейту или другой духовой музыкальный инструмент. Свернем бумагу в трубочку необхдимго диаметра,склеим. Когда бумага высохнет,раскрасим ее. Флейта может быть в горошек или в кляксу.

Занятие 2

"Домик для красок" (понадобится реквизит в виде заранее закотовленных цветных гномиков из цветной бумаги или картона-желтый,красный,зеленый,синий.)

Разлинуем лист на 4 этажа и раскрасим каждый в определенный цвет,дполним окошками,крышей и поселим на каждом этаже гномика подобного цвета.

Четвертая неделя

Занятие 1.

"Что получилось"

Свернуть лист пополам. На одну часть нанести краску,закрыть,рагладить,открыть и пофантазировать,что же это получилось. Дорисовать детали,чтобы получился кто-нибудь интересный.

Занятие 2.

"Листья и деревья"

Рассмотреть листья,обсудить,какие они разные. Обратитьь внимание на то,что у каждого листика своя форма,и каждый лист похож на целое дерево сос воим стволом,ветками и кроной. Приложить листик к листу бумаги и обвести его по контуру. Раскрасить.

Выставка детских работ. Подведение итогов. Оформление выставки

1. Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.

2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами (Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.)

3. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М. : «Генезис», 2008.

4. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии (Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.)

5. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.

6. РазенковаЮ. А., Одинокова Г. Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М. : Карапуз, 2004

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая дополнительная образовательная программа «Разноцветные ладошки»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 09:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД