Оксана Веснина
Рабочая программа «Шкатулка творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»
РАБОЧАЯ ПЛАН - ПРОГРАММА
«Шкатулка творчества»
(для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)
Программу разработала:Воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка»Веснина Оксана Викторовна
Публикация «Рабочая программа „Шкатулка творчества“» размещена в разделах
г. п. Игрим
2014год
Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт предлагает проводить кружковую работу как ненавязчивую деятельность, где контакт ребенка с педагогом – это доверительные, спокойные отношения, при которых происходит сотворчество, экспериментирование с материалами и способами изображения. Педагог ставит себя на место ребенка, советуется с ним, просит научить тому, что умеет ребенок. Таким образом, отношения становятся товарищескими, близкими.
Основная задача педагога в кружковой деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.
Актуальность
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют процесс человечества. Наше время тоже требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Потенциал творческих способностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации.
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие творческих, художественно – эстетических способностей, творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
3. Учить детей видеть и понимать прекрасное, в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
5. Формировать умение оценивать созданные изображения.
6. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
9. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа кружка составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.
-Закона РФ от 10.07.1992 N 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 N 148 – ФЗ)»
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ
-Учебного плана муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинушка»
-Годового календарного графика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинушка».
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий) 5-7 лет (старшей подготовительной групп).
Содержание кружковой деятельности реализуется программами: Художественное воспитание, обучение и развитие детей с 2-7 лет – «Цветные ладошки» И. А. Лыкова.
Комплексная программа «Детство», раздел «Изобразительная деятельность для МДОУ» с учётом обновления по парциальным программам.
Сроки реализации и возраст детей
Группа комплектуется детьми в возрасте 5- 7 (рассчитана на старший и подготовительный возраст, на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художественно-эстетического развития.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются
ребёнок, родители, воспитатели.
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 8-10 человек, продолжительностью 25мин (старшая, 30 мин (подготовительная). Общее количество НОД в год: старшая и подготовительная группа 18 занятий.
Педагогический анализ художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)
Принципы реализации программы:
Процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципов:
1. Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах образовательной деятельности, и на протяжении всего периода обучения по данной программе.
2. Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
3. Доступность – комплекс образовательной деятельности составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
4. Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
5. Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Методические рекомендации по работе с программой.
Кружок проводятся в групповой комнате, в которой все участники располагаться за столами и по желанию свободно передвигаются. В начале и в конце нашего сотрудничества используется игра для настроя детей на творчество. Детский рисунок, аппликация, сюжетная лепка – всё это итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе нашего занятия.
Кружковая работа должна проходить в эмоционально – непринуждённой обстановке. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Воспитатель должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда прийти на помощь, и помочь ребёнку справиться с возникшими затруднениями. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников. Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.
Создание условий работы кружковой деятельности:
Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает, внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети, световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
соответствие возрастным и психологическим особенностям детей
Центр изобразительного искусства.
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами промыслов народов севера. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей (гендерные) – предоставляются материалы и оборудования для формирования творческих способностей, интересные как мальчикам, так и девочкам.
Специальная атрибутика.
Волшебная шкатулка, чудо ножницы, волшебные кисточки, весёлый пластилинчик.
Дидактический материал:
Дидактические игры, игры для восприятия цвета и развития руки.
«Маленький художник», «Собери букет», «Скульптор»,
«Волшебные картинки», «Оживающие букашки».
Наглядный материал
Альбом «художники и их иллюстрации»;
Альбом «Рисуйте с нами»;
Альбом «Народные традиции»;
Репродукции картин.
Художественная литература.
Театральный центр:
Здесь собрано всё необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «Бибабо».
Музыкальный центр.
Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка» и т. д.
Видеоматериалы: «Природа края», «Наш посёлок», «Весёлый карандаш», «Зимние забавы», «Возвращение цвета», картотека диафильмов и т. д
Техническое оснащение
: Ноутбук, телевизор, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, мультимедио.
Материалы, инструменты,:
Ватман;
Обои;
Фломастеры;
Акварель, гуашь, кисточки;
Печати – клише;
Трафареты;
«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
Бусинки, пуговицы;
Пробки;
Свечи;
Цветная бумага;
Нитки, вата;
Пластилин;
Лоскутки ткани;
Структура программы:
1раздел: «Королева кисточка» (живопись)
Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
2раздел: «Чудо ножницы» (аппликация)
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
3раздел: «Весёлый пластилиньчик» (лепка)
Это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Задачи 1 раздела:
(старшая группа)
Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки);
Легко уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях;
Учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки жёлтого при изображении листьев, два три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углём, сангиной.
(подготовительная группа)
Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш.)
Задачи 2 раздела:
(старшая группа)
Показывать новые способы создания образов; симметричное вырезывание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи).
(подготовительная группа)
Инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений; показать способ вырезывания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (звёздочки, снежинки, цветы); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.
Задачи 3 раздела:
(старшая группа)
Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет, скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей,; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезывание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно – прикладного искусства).
(подготовительная группа)
Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки (скульптурный, комбинированный, модульный, рельефный, папье- маше, приёмы декоративного образа.
Структура образовательной деятельности состоит из 3 этапов:
1) Подготовительный
Цель подготовительного этапа – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональные, партнерские отношения с детьми.
2) Практический:
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всей образовательной деятельности. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
3) Заключительный
Целью этой части занятия является закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ.
Методические приёмы:
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления полученных знаний, и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий орнаментов народов Севера.
Работа с родителями.
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем.
Мониторинг.
(определяется в соответствии с критериями комплексной программы «Детство».)
Уровни освоения программы:
Низкий. Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывает свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.
Средний.
Ребёнок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.
Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них.
Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.
Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Высокий.
Ребёнок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.
Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенности их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др. сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.
Ожидаемый результат:
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
• Расширение и обогащение художественного опыта.
• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, -обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
• Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т. п.).
• Сформируются навыки трудовой деятельности
Заключение:
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.