Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта

Елена Климова
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста, посещающих логопункт МДОУ Итанцинский детский сад «Березка» разработана на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Нищевой Н. В., программы и методических рекомендаций для образовательных учреждений компенсирующего вида «Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа)» Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Лагутиной А. В. и «Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Каше Г. А., Филичевой Т. Б.

Нормативно-правовые основы Программы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Инструктивное письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Положение о рабочей программе педагогического работника МДОУ;

Основной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом № 146 от 28.08.2015 года; Положение о логопедическом пункте МДОУ Итанцинский детский сад «Березка».

Программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими и общими нарушениями всех компонентов речи.

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Рабочая программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с нарушениями речи, может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих, а также педагогов и специалистов детского сада (педагог-психолог, музыкальный руководитель). Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем - логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

В основу Программы положены следующие теоретические идеи:

У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.

Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. B основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.

Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребёнка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.

Содержание речи составляют впечатления, получаемые с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов y детей дошкольного возраста.

В рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей воспитанников.

1.1.1. Цель и задачи реализации рабочей программы

Цель программы - предупреждение и устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников.

Преодоление недостатков в речевом развитии.

Развитие артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.

Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

Развитие психических функций: Слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировке в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Осуществление в преемственности в работе с родителями (законными представителями) воспитанников, воспитателями и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей (законных представителей) эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, формирование оптимистического отношения детей к окружающему, что обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие детей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку. Что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи.

Онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме.

Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.

Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.

Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.

Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.

Принцип постепенности подачи учебного материала.

Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопедическом пункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в игровой форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств.

Для реализации этих принципов проводится следующая работа:

комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;

составление расписания занятий с учетом основного расписания ОД;

составление календарно-тематического планирования коррекционной логопедической работы с подгруппами, исходя из специфики речевых недостатков детей.

1.1.3. Характеристика возрастных и речевых особенностей детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР, и общим недоразвитием речи (ОНР) 2-3 уровня речевого развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонким артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К ОНР 2-3 уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко - слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

1.2. Планируемые результаты работы логопункта

Зачисление на организованную образовательную деятельность (далее – ООД) и выпуск обучающихся проводится в течение учебного года. В связи с этим, диагностическое обследование детей проводится в начале и в конце учебного года.

Эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Возраст Речевые умения и навыки

6-7 лет правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

чётко дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной Программе можно считать следующие умения и навыки:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

2. Содержательный раздел

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

2.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Этапы Задачи этапа Результат

1 этап

Исходно – диагностический 1. Сбор анамнестических данных посред-ством изучения медицинской и педагоги-ческой документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка,задач коррекционной работы.

2 этап

организационно – подготовительный 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с поставленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов учреждения и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. Календарно-тематического планирования подгрупп, занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов учреждении и родителей ребёнка с нарушением речи.

3 этап

Коррекционно - развивающий 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогическая и логопеди-ческая диагностика.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

4 этап

Итогово - диагностический 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребенка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).

2. Определение дальнейших образова-тельных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников учреждения. Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 11:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Для привлечения внимания всех людей на планете к пингвинам, с заботой о сохранении их численности и мест обитания был учрежден праздник — День осведомленности о пингвинах. Мероприятия этого дня должны...

20 января. Всероссийский день учета водоплавающих птиц

С 2015 года регулярный среднезимний учёт водоплавающих птиц, оставшихся на зимовку в родных краях, стал Всероссийской акцией «Серая шейка». Союз охраны птиц России проводит ежегодный учёт уток, гусей и...


Горячие темочки