Приложение МААМ

Рабочая программа кружка «Логическая азбука»

Людмила Осипова
Рабочая программа кружка «Логическая азбука»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели программы:

1. Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

2. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Основные задачи программы по развитию логического мышления:

Публикация «Рабочая программа кружка „Логическая азбука“» размещена в разделах

• развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;

• учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;

• учить классифицировать предметы по различным основаниям;

• учить сравнивать предметы и образы;

• учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

• развивать быстроту мышления;

• побуждать делать самостоятельные выводы;

• учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;

• учить устанавливать причинно-следственные связи.

Новизна опыта состоит:

- в качественном подборе и систематизации разного рода игр, упражнений, пособий, литературы;

- в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой и познавательной деятельности.

Формы работы:

• подгрупповая НОД, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

• игры;

• упражнения;

• самостоятельная деятельность детей;

• игра-путешествие;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы.

• интеллектуальные викторины…

Ожидаемый результат – овладение детьми 6-7 летнего возраста приемами логического мышления.

Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май); открытые занятия кружка.

Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:

1. «Невербальная классификация». Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет»,-М., Сфера,2005г., с. 69.

2. «Последовательные картинки» (-//- ,с 70,

3. «Исключение лишнего» (-//-, с71,

4. «Размести фигуры» (см. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей»,-Ростов н/Д: Феникс,2005.,с163,

5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164).

Критерии диагностики:

• Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

• Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.

• Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

• Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Сроки реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май).

Режим работы кружка – 1 НОД в неделю, продолжительностью 30-35 минут.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры образовательной деятельности:

• Разминка (развитие познавательных способностей).

• Основное содержание НОД – изучение нового материала.

• Физминутка, пальчиковая гимнастика.

• Закрепление нового материала.

• Развивающая игра.

Перспективное планирование образовательной деятельности на кружке:

1. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

• «Помоги Незнайке»-сентябрь,

• «Вышел Ёжик погулять»-октябрь,

• «Рыбка, где ты спишь?»-ноябрь,

• «Наши друзья-Смешарики»-декабрь,

• «Наши защитники»-февраль,

• «Роботы»-январь,

• «Конкурс Знаек»-март,

• Солнечный Зайчик у нас в гостях,-ноябрь,

• «Осьминоги»-сентябрь,

• «Хитрая ворона»-октябрь.

Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);

• «Муха-чистюха»-сентябрь,

• «Кошкины задачки»-октябрь.

Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

• «Разминка юных моряков»-февраль,

• «Мы-мультяшки»-ноябрь,

• «Собачья радость»-октябрь,

• «Мозговой штурм»-март,

• «Отважные путешественники»-март,

• Приключения Мышонка Пика-декабрь,

• «В поисках клада»-апрель,

• «Пуговкомания»-апрель,

• «Про вредного мальчика и звёзды»-ноябрь,

• «Маленькой ёлочке весело зимой»-декабрь.

Упражнения на выделение признаков объекта, предмета:

цвет, его оттенки;

величина, форма.

• «Умные кубики»-январь,

• «Снеговик и дети»-январь.

Упражнения на формирование приёмов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез,ограничение.

• Дед мороз и Санта-Клаус,-декабрь,

• Приключения Лунтика-сентябрь,

• «Снежинка на ладошке»-январь,

• «Идёт бычок, качается…»- май,

• «Русские богатыри»-февраль,

• «Сегодня мы - спасатели»-февраль,

• «Бабочки бывают разные…»-май.

• «Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи…»-апрель,

• Конкурс «Логические лабиринты»-март,

• «Космические превращения»-апрель.

Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества,взаимно-однозначное соответствие,уравнивание количеств).

• «Раз-цветочек, два-цветочек»,-май,

• «Волшебные палочки - счётные».-май.

Методическое обеспечение программы :

Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.

Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.

«Речевое развитие» : Поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.

«Физическое развитие»: Осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.

«Социально-коммуникативное развитие»: Обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).

«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.

Используемая литература:

1. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет»,-М., Сфера,2005г., с. 69.

2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.

3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984

4. Гаврина С. Е. ,Кутявина Н. Л. Я развиваю логику. –Ярославль, Академия развития. ,2009.

5. Гаврина С. Е. ,Кутявина Н. Л. Я учусь думать творчески. –Ярославль, Академия развития. ,2009.

6. Гаврина С. Е. ,Кутявина Н. Л., Школа для малышей. Развиваем внимание, восприятие,логику. –Ярославль. ,Академия развития, 2008.

7. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. -СПб. : «Детство-Пресс», 1998.

8. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития,2010.

9. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.

10. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей»,-Ростов н/Д: Феникс,2005.

11. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

12. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

13. Мищенкова Л. В., 36 занятий для будущих отличников : Рабочая тетрадь для дошкольников. –Москва, РОСТ, 2011.

14. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.

15. Мышление. –М. :ЗАО «Росмэн-Пресс»,2009.

16. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001.

17. Светлова И. Логика. М., 2007.

18. Холодова О. За 3 месяца до школы : Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) .Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.

19. Холодова О. Юным умникам и умницам : Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет).Рабочая тетрадь. – М., Росткнига, 2009.

Публикации по теме:

Развитие мышления и памяти через логические игрыРазвитие мышления и памяти через логические игры В ходе консультации родителям на практике показали как надо играть с детьми. Как подходить к подбору игр. Все игры предлагаются в определенной.

Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр В своей работе с детьми по развитию логико-математических представлений я использую счетные палочки, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Логическая азбука»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 15:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Логическая азбука»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Осипова (УИ 140628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД