МААМ-картинки

Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)

Екатерина Еремина
Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там — лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса. [1]

Публикация «Рабочая программа кружка „Маленький эколог“ Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)» размещена в разделах

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.

С. Н. Николаева считает что экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.

Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Целью рабочей программы является : формирование у детей представлений о взаимосвязи живой и не живой природы; начальных навыков трудовой осознанной деятельности в природе и достижение положительных результатов.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Обогащать представления детей о различных природных зонах, природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.

2. Формировать трудовые умения и навыки по уходу за представителями мира живой природы.

3. Активизировать познавательно-речевую деятельность детей.

Развивающие :

1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитывающие:

1. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам.

2. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Программа построена на основе следующих общепедагогических и специальных принципов:

- доступности

- систематичности

- сезонности

- наглядности

- последовательности

- развивающего обучения

- с учетом индивидуального подхода.

Программа предусматривает интеграцию образовательных областей :

1. Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)

2. Социально-коммуникативное развитие (игры, беседы, рассказы)

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация)

4. Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физминутки)

В программе предполагается использование следующих методов и приемов.

Наглядные методы: рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, просмотра видеоматериала, наблюдения, макетные изображения. Наблюдения; Кратковременные и Длительные; Определение предмета по определённым признакам;

Словесные методы: беседы, рассказы воспитателя, стихотворения, художественное слово: загадки, поговорки, пословицы, логические задачи.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных по экологическому воспитанию, ИОС.

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей, Игры; Дидактические игры; Подвижные игры; Творческие игры; Игры-занятия; (настольно-печатные,словесные); Эксперименты;

В программе используются следующие технологии экологического воспитания старших дошкольников :

- С. Н. Николаевой

- Н. А. Рыжовой

Программа опирается на следующие парциальные программы по экологическому воспитанию :

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.

«Юный эколог» С. Н. Николаевой

Форма организации: групповая, дополнительные занятия. Занятия проводятся в специальном классе 1 раз в неделю. Всего 36 занятий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

• Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

• Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

• Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Материалы и оборудования: Природный материал, иллюстрации, репродукции, электронные пособия, видеоматериал, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для игр (дидактические, подвижные, ноутбук, проектор,SMART-оборудование.

Занятия могут проходить в экологическом классе.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№недели Тематическое занятие Количество часов

1 неделя Сентября Диагностика 1

2 неделя Сентября ИКТ презентация «Домашние животные» 1

3 неделя Сентября Познавательное занятие «Животные нашей области. 1

4 неделя Сентября Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» 1

5 неделя

Октября Собирание коллекций «Дары осени» 1

6 неделя

Октября Продуктивная деятельность (коллективная аппликация) «Осенняя корзина» 1

7 неделя

Октября Игровое итоговое занятие «Что нам осень подарила» 1

8 неделя

Октября ИКТ презентация (Рисование красками) «Цвет осени» 1

9 неделя

Ноября Познавательное занятие «Птицы нашей области» 1

10 неделя

Ноября Экологическое путешествие «воробьишка на кормушке» 1

11 неделя

Ноября Праздник «Синичкин праздник» 1

12 неделя

Ноября Продуктивная деятельность (апликация) «Синичкин домик» 1

13 неделя Декабря Познавательное занятие «Зима - красна» 1

14 неделя Декабря Экологическая тропа «Зимний двор» 1

15 неделя Декабря Ручной труд «Снежинки» для украшения группы 1

16 неделя Декабря Развлечение «Новогоднее настроение» 1

17 неделя

Января ИКТ презентация «Ёлочка-зелёная иголочка» 1

18 неделя

Января Экологическое путешествие «Плыли по небу тучки» 1

19 неделя

Января Игра-путешествие «Снежный хоровод» 1

20 неделя

Января Продуктивная деятельность (аппликация)

«Зимняя красавица - ель» 1

21 неделя

Февраля Наблюдение «за сезонными изменениями» 1

22 неделя

Февраля Целевая прогулка «наш снежок и лед» 1

23 неделя

Февраля Продуктивная деятельность (рисование гуашью) «Краса зимней природы» 1

24 неделя

Февраля «К нам весна шагает быстрыми шагами» 1

25 неделя

Марта Познавательное занятие «Комнатные растения – живой организм» 1

26 неделя

Марта Наблюдения за растениями «Выращиваем лук на окошке» 1

27 неделя

Марта ИКТ презентация «Виды растений» 1

28 неделя

Марта Поход в лес «Первые цветы в природе»

1

29 неделя

Апреля Продуктивная деятельность (аппликация) «Подснежник» 1

30 неделя

Апреля Опыт «Почва – верхний слой земли» 1

31 неделя

Апреля Продуктивная деятельность (рисование) «Весенний пейзаж» 1

32 неделя

Апреля Праздник «Вот и к нам пришла весна» 1

33 неделя

Мая Познавательное занятие «Как солнце жизнь дает земле» 1

34 неделя

Мая Экскурсия в парк «Весенние забавы» 1

35 неделя

Мая «Лето на пороге» 1

36 неделя

Мая «Закрепление полученных знаний» 1

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОЧЕГО КРУЖКА

Тема 1. Диагностика

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Методические приемы: задания, игры

Вопросы:

1. Как называется животное (птица, насекомое) ?

2. Что ты можешь рассказать о нем?

3. Твое отношение к ним?

Материалы и Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки птиц и животных.

Литература к материалу: https://doshkolniki.org/ekologiya/200-diagnostika-ekologicheskix-znanij-starshix-doshkolnikov.html

Тема 2. «Домашние животные»

Цель: Закрепление знаний на тему «Домашние животные»

воспитание в детях милосердия, любви, сострадания к животным

обобщить знания детей о диких животных.

Практический материал: Проводится со всей группой, и индивидуально.

Оборудование: демонстрационный материал «Домашние животные», фигуры домашних животных, ллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей, магнитная доска, иллюстрации с изображением кошки, собаки, картинки с изображением кошки и собаки на каждого ребёнка, цветные карандаши, белый картон.

Литература к материалу:

1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.

2. Волина В. Праздник Букваря. М. : АСТ – ПРЕСС, 1996.

3. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.

4. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.

5. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.

6. Степанов В. А. Природа родного Кузбасса

7. Бачурина С. «Экологический экран» : (игра) / С. Бачурина // Обруч. -2008.-

8. Гуральчук Л. Удивительные странички: конспекты занятий по экологии для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995

Тема2. «Дары осени» В плане у тебя тема другая Познавательное занятие «Животные нашей области.

Практический материал: проводится индивидуально, и всей группой.

Цель: Уточнить обобщающие понятия овощи и фрукты,

Закреплять умения в работе с акварелью;

Формирование знаний о многообразии растительного мира.

Оборудование: памятка родителям и детям, мешочки, лопатки, перчатки, картинки с овощами и фруктами. акварель, беличьи кисти, простые графитные карандаши, бумага для акварели формата А4, палитры.

Муляжи фруктов и овощей. демонстрационный материал «Цвет осени»

Литература к материалу:

1. Дмитриева В. Г. Лучшие загадки для самых умных малышей. - М, 2008.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М, 1985.

3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М., 2011

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.

5. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.

Тема 3. «Птицы нашей области»

Практический материал: индивидуально, подгрупповое, групповое.

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Оборудование: Бумага соответствующего цвета и формы, цветные карандаши, фломастеры.

музыкальный центр.

Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)

Литература к материалу:

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2012.–128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Тема 4. «Зима – красна»

Практический материал: проводится индивидуально, и всей группой.

Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, природных явлениях и зимних забавах.

Оборудование:

• Запись песни «Три белых коня» ( Слова: Л. Дербенёва, музыка: Е. Крылатова).

• Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимние забавы детей».

Рабочая тетрадь «Здравствуй, мир», 3 часть. Автор Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.

• Раздаточный материал для учащихся (снеговики, кусочки ваты; новогодние игрушки (шарики, мячи – прыгуны

Литература к материалу:

1. https://doshkolnik.ru/zima/15261-konsultaciya-dlya-roditeleiy-zdravstvuiy-gostya-zima.html

2. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.

3. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. /В. А. Баймашева, Г. М. Охапкина – М. : «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.

4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.

Тема 5 «Ёлочка-зелёная иголочка»

Практический материал: индивидуально, подгрупповое, групповое.

Цель: Продолжать формировать у детей представление о деревьях на примере новогоднего дерева - ели, о взаимодействии растений и животных, о необходимости охраны елей в предновогодние дни; продолжать формировать умение работать в технике оригами.

Оборудование: ель искусственная, коллекция шишек / еловых, сосновых, лиственницы/, слайды животных и растений, веточки живой ели, цветная бумага / 6 квадратов - 14x14, 12x12, 10x10, 3 квадрата - 7x7/, клей, новогодние детские песенки.

Литература к материалу: https://masterclassy.ru/

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

2. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г

3. https://doshkolniki.org/ekologiya/200-diagnostika-ekologicheskix-znanij-starshix-doshkolnikov.html

4. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.

5. Волина В. Праздник Букваря. М. : АСТ – ПРЕСС, 1996.

6. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.

7. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.

8. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.

9. Степанов В. А. Природа родного Кузбасса

10. Бачурина С. «Экологический экран» : (игра) / С. Бачурина // Обруч. -2008.-

11. Дмитриева В. Г. Лучшие загадки для самых умных малышей. - М, 2008.

12. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М, 1985.

13. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М., 2011

14. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.

15. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.

16. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

17. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2012.–128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

18. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

19. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

20. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

21. https://doshkolnik.ru/zima/15261-konsultaciya-dlya-roditeleiy-zdravstvuiy-gostya-zima.html

22. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.

23. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. /В. А. Баймашева, Г. М. Охапкина – М. : «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.

24. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.

25. https://masterclassy.ru/

Публикации по теме:

Конспект НОД. для детей старшего возраста «Путешествие во времени». Образовательная область «Познавательное развитие» Тема “ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ” Цель: Активизировать знания и речь детей о городе, полученных во время экскурсий и прогулок по г. Электростали.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе. Образовательная область  «Познавательное развитие» Тема: "Восстановление древнего города".Цель: развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру через конструктивную деятельность.

Конспект образовательной ситуации (Образовательная область «Познавательное развитие») «Ах, картошка, ты картошка!» Программное содержание : - формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу; - закреплять.

Образовательная область «Познавательное развитие». Планирование по разделу «Ребёнок и окружающий мир» №п. п Тема Целевые ориентиры Сентябрь 3-неделя «Как хорошо у нас в саду» Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости.

Перспективное планирование. Образовательная область «Познание». Старшая группа СЕНТЯБРЬ. 4.09.2018г. Занятие № 1 Предметное окружение. Тема: «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Задачи: Формировать представления.

Образовательная область «Познавательное развитие». Проект «Огород на окне» (подготовительная к школе группа) Проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие" подготовительная к школе группа Приготовила и.

Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» для детей 4–7 лет. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по познавательному развитию (старшая группа) № Тема занятия Цель Количество занятий Тип занятия Используемые пособия (средства обучения) Литература 1 День республики, день знаний. НРК.

Рабочая программа (старшая группа) Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Прогимназия № 1642 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (5 - 6 лет) на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 20:38
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД