Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки» для работы с детьми 3–4 лет

Ирина Стогова
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки» для работы с детьми 3–4 лет

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук для работы с детьми 3–4 лет

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад 14 КГО

Рабочая программа

кружка по развитию мелкой моторики рук

«Веселые ладошки»

Для работы с детьми 3-4 года

Составила: воспитатель

1 квалификационной категории Стогова Ирина Рашитовна Копейск 2020г.

Структура программы:

I. Целевой раздел образовательной программы

1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук „Веселые ладошки“ для работы с детьми 3–4 лет» размещена в разделах

1.1. Цель и задачи программы

1.2. Система мониторинга

II. Содержательный раздел программы

1. Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки»

III. Организационный раздел

1. Методика проведения занятий

2. Организация работы кружка

3. Материально – техническое обеспечение программы

4. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

I. Целевой раздел образовательной программы

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей родителей (законных представителей) воспитанников, по результатам анкетирования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Анжеро-Судженского городского округа «детский сад №23» (далее по тексту - Учреждение) организованы образовательные услуги, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом и включенные в Устав Учреждения. Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее по тексту - Программа) направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании.

Методологической и теоретической основой определения содержания Программы являются правовые акты Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г.

№26);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»).

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

В результате вышесказанного актуальность дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, другие – теневому театру (А. В. Мельникова, третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, четвёртые – упражнения с пальчиками (Т. В. Фадеева) и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики»:

• обучение детей проводится с 3-летнего возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

• разработан мониторинг определения уровня развития,предусматривающий следующие разделы: мелкая моторика; речевое развитие.

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме.

Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

1.1 Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики»

Цель программы: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Обучающие:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

• формирование практических умений и навыков;

• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• совершенствование движений рук;

• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

• развитие речи детей.

Воспитательные:

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитывать и развивать художественный вкус;

• воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Принципы и подходы к формированию программы:

• принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования «Ловкие пальчики» является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

1.2. Система мониторинга

Критерии:

1. Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений руки.

2. Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).

3. Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

4. Владеет приемами работы с различными материалами.

5. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

6. Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу (критерий № 3, №5).

Каждый критерий оценивается в баллах

Сформирован- 10 баллов

На стадии формирования- 5 баллов

Не сформирован- 0 баллов

п/п Задания, вопросы Знания, умения, навыки

Сформированы На стадии формирования Не сформированы

1. «Рассортируй бусины» (белые отдельно, красные отдельно) Допускает не более 1 ошибки Допускает от 2 до 4 ошибок Делает работу с помощью взрослого или ребенка

2. «Чудесный мешочек» - определение наощупь материала, из которого сделан предмет Определяет материал безошибочно Определяет материал со 2 – 3 попытки Не различает материал

3. «Яблоко» - раскрась по образцу Работа выполнена аккуратно, без помарок Допускает 2 – 3 помарки Делает работу с помощью взрослого

4. «Склеим чашку» - собери целую картинку из трех частей Работа выполнена без ошибок Допускает 1 ошибку Делает работу с помощью взрослого или ребенка

5. «Солнышко» - рисуем на манке пальчиками Работа выполнена точно, аккуратно Допускается 2 – 3 ошибки Самостоятельно справиться не может, только с чьей – то помощью

6. Упражнение «Ловкие руки» - подобрать крышечки к баночкам Работа выполнена точно без ошибок Допускает 2 – 3 ошибки Делает работу с помощью взрослого или ребенка

Высокий - 40-60 баллов

Средний - 20-40 баллов

Низкий - 0-20 баллов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки»

Сентябрь

«Огород»

1 неделя Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»

«Морковка» - раскрась по образцу

Цель: развивать мелкую моторику рук;

тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

2 неделя Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)

Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу

Цель: стимулировать тактильные ощущения;

тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу.

3 неделя Игра «Что растет в огороде?» - чудесный мешочек

Самомассаж косточками от фруктов

Цель: развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

4 неделя Кукольный театр «Репка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить управлять куклами, вовлекать детей в сотрудничество

Октябрь

«Одежда»

1 неделя Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц

Самомассаж пуговицами

Цель: упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы

2 неделя «Недошитое платье» - пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью

Цель: обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные лини

3 неделя Дидактическая игра «Оденем Катю»

Цель: учить последовательно одевать и раздевать куклу

4 неделя Самомассаж гранеными карандашами

Подвижная игра «Гномики прачки»

Цель: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми

Ноябрь

«Транспорт»

1 неделя Упражнение «Что у кого?» - расглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки

Упражнение «Топай – хлопай»

Цель: учить работать с бумагой, разглаживать скомканную бумагу

тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу

2 неделя Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру

Цель: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, привычку играть вместе

3 неделя «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины

Цель: обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии

4 неделя Пальчиковая игра «Вертолет»

Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком бусинки

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Декабрь

«Домашние животные»

1 неделя Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: воспитывать любовь к животным, фантазию

2 неделя Пальчиковая игра «Коготки и лапки»

«Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

обучать детей ритмичному нанесению штрихов

3 неделя Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных наощупь

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя Кукольный театр «Курочка Ряба»

Цель: развивать мелкую моторику рук, вовлекать детей в совместную игру

Январь

«Игрушки»

2 неделя Упражнение «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик)

Цель: продолжать учить изображать предметы разного размера

3 неделя Упражнение «Платочек для куклы» - определение фактуры материала

Самомассаж косточками от фруктов

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя «Пирамидка» - лепка из пластилина

Цель: учить детей катать из пластилина шарик и расплющивать его пальцами

Февраль

«Птицы»

1 неделя Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать в маленькие шарики

Подвижная игра «Утята»

Цель: закреплять у детей умение работать с бумагой – отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки

2 неделя «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками

Цель: закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии

3 неделя Упражнение «Что внутри?» - подушечки с различным наполнителем (фасоль, рис, греча)

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро

Самомассаж бусинками

Цель: формировать произвольное координирование движения пальцев рук

Март

«Посуда»

1 неделя Пальчиковая игра «Посуда»

Игра с резиновыми ребристыми мячам и (ежиками)

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений

2 неделя Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек

Самомассаж гранеными карандашами

Цель: учить соотносить предметы со словесным обозначением

3 неделя Упражнение «Ловкие руки» - подобрать крышечки к баночкам

«Склеим чашку» - собрать картинку из трех частей

Цель: стимулировать тактильные ощущения

4 неделя Кукольный театр «Колобок»

Цель: вовлекать детей в сотрудничество, развивать речь, актерское мастерство

Апрель

«Дикие животные»

1 неделя Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелку ложкой

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук; учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой

2 неделя Упражнение «Нарви молодой травки – мелко нарвать зеленую бумагу

Подвижная игра «Зайка»

Цель: закреплять у детей умение мелко рвать бумагу

3 неделя «Угостим медвежонка медом» - рисование сот пальчиковыми красками

Цель: развивать мелкую моторику рук; учить детей ритмичному нанесению кругов

4 неделя Кукольный театр «Теремок»

Цель: вовлекать детей в сотрудничество, развивать речь, актерское мастерство

Май

«Весна пришла»

1 неделя Пальчиковая игра «Цветок»

Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения

2 неделя Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Заштрихуй бабочку по образцу

Цель: учить детей ритмичному нанесению штрихов

3 неделя Лепка «Красивые одуванчики»

Цель: закреплять умение делать из пластилина шарики

4 неделя Коллективное рисование «Вот такие ножки у сороконожки»

Цель: вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополнять образ

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Методика проведения занятий.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

- Игровая форма

- Индивидуальная деятельность

- Развивающие игры

-Интегрированная форма

2. Организация работы кружка

Программа кружка разработана для работы с детьми 2 младшей группы (3-4 года). На кружок отбираются дети по желанию родителей. Данный курс программы рассчитан на 36 занятий. Занятия проводятся в групповой комнате один раз в неделю в игровой форме в режиме дня продолжительностью не более 15 мин. Занятия проводятся по плану, который составляется на год. Материал, необходимый для работы хранится в определенном месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям.

3. Материально – техническое обеспечение программы

Технические средства:

1. Музыкальный центр

2.DVD плеер

3. Магнитофон

Используемые материалы:

1. Мозаика

2. Конструктор

3. Пирамидки

4. Мелкие игрушки разной формы

5. Счетные палочки

6. Бусины

7. Игрушки из разного материала

8. Чудесный мешочек

9. Альбом

10. Цветные карандаши

11. Краски

12. Трафареты

13. Пластилин

14. Цветная бумага

15. Клей

Наглядный материал:

1. Иллюстрации.

2. Игрушки, для обыгрывания сюжета.

3. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

1. Александрова З. Н. «Стихи», – М. : «Эксмо», – 2009 г. ;

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.

3. Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», – М. : «Фламинго», – 2010 г.

4. Ермакова И. А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.

5. Кочетова, Н. П. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей 3 – 4 лет: пособие для воспитателей и родителей». / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.

6. Маслова Е. Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г. ;

7. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», – СПб. : «Детство-пресс», – 2013 г. ;

8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

9. Ульева Е. А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 – 7 лет», – М. : «Мозаика-синтез», – 2012 г. ;

10. Чернорицкая О. «Ботинок», – М. : «Дрофа», – 2006 г. ;

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста «Веселые елки»Дидактическая игра по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста «Веселые елки» Развитие мелкой моторики рук у дошкольника является важнейшим инструментом подготовки к письму. Интереснее всего это делать в игре. На.

План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь. - Наблюдение за детьми, диагностика. - Работа.

Пособие по развитию мелкой моторики «Веселые полоски»Пособие по развитию мелкой моторики «Веселые полоски» Дети очень любят возиться с пуговками, и я решила изготовить такое пособие. Оно будет первым из целой серии игр. Изготовление не требует.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Веселые ладошки» для работы с детьми 3–4 лет
Опубликовано: 10 октября 2021 в 15:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД