Филина Александра Сергеевна
Рабочая программа на 1 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Формирование основ безопасности
Выполнила воспитатель: Филина Александра Сергеевна
ГБОУ Лицей №1568 Д/О 1
Москва 2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Рабочая программа на 1 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников» размещена в разделах
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира) через решения следующих задач:
*формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
*приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
*передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
*формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Организация работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим направлениям:
Ребенок и другие люди;
Ребенок и природа;
Ребенок дома;
Ребенок на улицах города.
Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т. д). Кроме того, для организации обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в рамках данной программы предусмотрено проведение цикла занятий (1 раз в месяц, вторая половина дня) «Дорожная азбука»
Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразователь-ной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы :
Имеет элементарные представления о сохранности здоровья.
Соблюдает элементарные правила безопасности дома, поведения при встрече с незнакомыми людьми
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора.
Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
ПЛАН ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Месяц Темы занятий Количество занятий Всего в месяц
Сентябрь 1. Бережем свое здоровье 1 3
2. Экскурсия в мед. кабинет 1
3. Игра «Больница» 1
Октябрь 4. Не играй с огнем 1
3
5. По сказке «Кошкин дом» (театр масок) 2
Ноябрь 6. Один дома 1
2
7. Аркадий Паравозов 1
Декабрь 8. Пришла зима (цикл бесед) 8
10
9. Целевые прогулки 2
Январь 10. Я вас не знаю 1 2
11. Аркадий паравозов 1
Февраль 12. Дорожные знаки 1
2
13. Грамотные пешеходы 1
Март 14. Экскурсия 1
3
15. Смешарики 1
16. Викторина 1
Апрель 17. Скоро лето 1
1
Всего занятий 26
Описание содержания календарно-тематического планирования
Сентябрь
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание
Уточнить и закрепить представление детей о том, что нормальная жизнедеятельность различных органов определяет здоровье человека, о котором необходимо заботиться. Развивать умение оценивать свои знания и поступки других детей. Побуждать их высказывать свое мнение. Воспитывать желание заботиться о своем организме, его здоровье
Темы занятия 1. : Бережем свое здоровье.
Материал: 4 картинки с изображением детей (на 1 – девочка бегает по лужам, на 2 – мальчик не застегнул пальто, на 3 – мальчик сосет сосульку, на 4 – девочка ест немытую морковь, изображение ромашки (желтая середка и белые лепестки с вопросами, гимнастическая палка, портрет доктора Айболита, медали с надписью «Береги своё здоровье!»
Тема 2: Экскурсия в мед. кабинет
Тема 3. : Игра «Больница».
Материал:дидактическое пособие «Чудо
дерево»; игрушки: кукла, мишка, зайка, кошка;
шапочки, халаты детские; комплект игры
«Доктор» : градусник, шприц, бинт, вата,
пипетка, фонендоскоп
Связь с другими видами деятельности. -прочтение стихотворения К. Чуковского
«Мойдодыр». О чем оно? (разв. речи)
-телефон скорой помощи 03 (мат. разв)
Работа с родителями.
- Лекция о закаливании
- Беседа о режиме дня
Октябрь
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Воспитывать у детей чувства ответственности за своё поведение. Формировать элементарные знания об опасности шалости с огнём и о последствиях пожаров. Расширить знания детей о поведении в экстремальной ситуации.
Тема 4. : Не играй с огнем.
Материал: конспект занятия
Тема 5. : По сказке «Кошкин дом» (театр масок)
Материал: маски животных
Связь с другими видами деятельности. - Прочтение сказки С. Маршака «Кошкин дом» (худ. лит-ра)
- Рассматривание иллюстраций о пожаре. Что на них изображено? (развитие речи)
- Куда звонить при пожаре 01 (мат. развитие)
Работа с родителями. - Привлечь родителей к изготовлению масок
- Беседа на тему «Покажите детям дома все пожароопасные предметы»
Декабрь
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени. Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым. Развивать интерес детей к собственной безопасности. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.
Тема 8. : Пришла зима - Беседа «Правила поведения на горке»;
Беседа «Не ходи по льду водоемов»;
Беседа «Обходи стороной скользкие места»;
Беседа «Нельзя на морозе лизать металл»;
Беседа «Осторожно, сосульки!»;
Беседа «Не ешь снег и сосульки»;
Беседа «Зимой одевайся теплее»;
Беседа «Правила поведения на прогулке в детском саду»;
Материал: иллюстрации
Тема 9: Целевые прогулки «Опасные места на участке», «Игры с соблюдением правил», «Опасные места на улице»;
Связь с другими видами деятельности. - Рисуем зиму и природные явления (изо)
- Чтение рассказа Н. Носова «На горке»;Чтение сказки К. Ушинского «Умей обождать» (худ. лит- ра)
Работа с родителями. - Информация на стенд
Ноябрь
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребёнок остается один дома. Учить детей ответственно и осознанно относиться к сохранению своей жизни и здоровья
Тема 6. : Один дома.
Материал: конспект, картинки:
«Электроприборы», «машины МЧС» Филя; острые, колющие и режущие предметы; сюжетные картинки об опасных ситуациях. Картинки с изображением электроприборов: электрочайник, утюг, телевизор, магнитофон, пылесос, разрезные картинки машин. Иллюстрации к сказкам Толстого «Приключения Буратино», «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят». Игра «Добро и зло»
Тема 7. : Аркадий Паравозов
Материал: ДВД с мультом Аркадий паравозов – серии: «Уборка», «Газ», «Незнакомец», «Спички», «Обогреватель», «Не залезать на подоконник», «Ключ от квартиры»
Связь с другими видами деятельности. - Телефоны 01,02,03,04 (мат. развитие)
- рисуем опасные предметы (изо деятельность)
Работа с родителями. - Попросить посмотреть с детьми мультфильмы «Уроки тетушки Совы Азбука безопасности» и мульт. «Три котенка»
Январь
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Обучать детей правильному, безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми. Рассмореть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, при несоблюдении мер безопасности. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Тема 10. : Я вас не знаю.
Материал: конспект, Ситуативные картинки для обсуждения (незнакомый взрослый звонит в дверь; звонит по телефону; предлагает ребенку конфету, покататься на машине); иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»
Тема 11. : Аркадий Паравозов
Материал: ДВД с мультом Аркадий паравозов – «Незнакомец2»,
Связь с другими видами деятельности. - Прочтение сказок «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка» (худ. лит-ра)
- Кто знает свое Ф. И. О, домашний адрес, Ф. И. О родителей (разв. речи)
Работа с родителями. - Учить с детьми свое Ф. И. О, домашний адрес, Ф. И. О родителей
Февраль
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни. дать представления о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке
Тема 12. : Дорожные знаки.
Материал: конспект, карточки с изображением дорожных знаков
Тема 13. : Грамотные пешеходы
Материал: конспект, Разрезанные карточки с изображение дорожных знаков, карточки с изображением дорожых стуаций.
Связь с другими видами деятельности. - Рисуем знаки (изо деятельность)
- Рассказ о дороге из сада домой (разв. речи)
Работа с родителями. - Изготовление карточек
Март
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Формирование у детей и родителей основ безопасного поведения на улице. Уточнить и закрепить знания о правилах поведения пешеходов. Закрепить знания детей и взрослых о дорожных знаках, о назначении светофора, о его сигналах. Развивать мышление, память, речевую активность. Продолжать формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения. Пропаганда основ безопасности поведения на дороге, изучение ПДД. Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности
Тема 14. : Экскурсия к проезжей части
Тема 15. : СМАШАРИКИ азбука безопасности
Материал: ДВД с мультом
Тема 16. : Викторина «Зеленый огонек»
Материал: сценарий, дорожные знаки, кроссворд, ребусы, слайды к игре «Что не правильно», жезл регулировщика,черный ящик, кегли, руль, костюм Светофора, оформление зала в соответствии с тематикой.
Связь с другими видами деятельности. - Беседа о том что мы видели на экскурсии (разв. речи)
- Рисуем что больше всего запомнилось (изо)
Работа с родителями. - Привлечь родителей к оформлению зала, участие родителей в викторине.
Апрель
Работа с детьми в специально организованной деятельности и в свободное время. Программное содержание.
Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. Дать элементарные представления о правилах на воде, знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Тема 17. : Скоро лето. Безопасность на природе летом.
Материал: конспект занятия. Иллюстрации с природными явлениями, с насекомыми.
Связь с другими видами деятельности. - Рассказ куда мы ездеем с семьей на лето (развитие речи)
- Рисуем лето (изо)
Работа с родителями. - Провести беседу с детьми для закрепления о поведении на природе летом
- Принести фотографии с летнего отдыха