Лучший педагог года

Рабочая программа «Ознакомление с миром природы»

Гюлбахар Савзиханова
Рабочая программа «Ознакомление с миром природы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательная область «Познавательное развитие»

непрерывная образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы»

для первой младшей группы № 9 общеразвивающей направленности

0,25 непрерывной образовательной деятельности в неделю

(всего 9 непрерывной образовательной деятельности в год)

Составитель:

воспитатели МАДОУ «Машенька»

Савзиханова Г. Ф

2018 -2019 учебный год

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа „Ознакомление с миром природы“» размещена в разделах

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014; Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада»; Афонькина Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа», Волгоград, 2014.

Основная работа по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе осуществляется в рамках организации непрерывной образовательной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 9 непрерывной образовательной деятельности в год. Недельная нагрузка составляет – 0,25. Длительность одной непрерывной образовательной деятельности 8 минут.

Основными целями данной рабочей программы являются :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

знакомить детей с доступными явлениями природы;

учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их;

узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их;

наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц;

учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

помогать, детям замечать, красоту природы в разное время года;

воспитывать бережное отношение к животным;

учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения:

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе : похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях : стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе : потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения : яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы речевых задач, создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Содержание рабочей программы отражает : специфику федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и решает задачи по расширению и уточнению знаний детей о родном городе; формирование определенного отношения ребенка к родному краю, конкретные яркие представления активного отношения к окружающей жизни; развитие искренних чувств любви к родным местам; воспитание бережного отношения к природе родного края.

Национально-региональный компонент реализуется в ходе игровой деятельности (дидактические и подвижные игры, бесед, наблюдений в природе.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие» - использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений окружающем мире;

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения в природе; а также безопасности окружающего мира;

«Художественно-эстетическое развитие» : использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения образовательных областей;

«Физическое развитие» : развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.

Особенностью организации образовательного процесса, является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению игровых и творческих заданий. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей – фронтальная (групповая); используемые методы: наглядные, словесные, практические.

Рабочая программа для детей первой младшей группы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Программой предусмотрено проведение:

№ П/П Тема (раздел) Количество непосредственно образовательной деятельности

3, 6, 7, 8. Явления живой природы. Животные. 4

1, 2, 4, 5, 9. Предметы (объекты) неживой природы 5

Итого: 9

Учебно-тематический план

п/п Содержание Кол-во

в месяц Предполагаемая

дата Фактическая дата

1. Морковка от зайчика 1

2. Листопад, листопад, листья желтые летят 1

3. У кормушки 1

4. Чудо – овощи. 1

5. Снеговичок и елочка 1

6. Котенок Пушок 1

7. Петушок и его семейка 1

8. Дикие животные. 1

9. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко… 1

Всего: 9

Требования к результатам освоения непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие» воспитанниками:

Знает: домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей; некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называет их;

Умеет различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

У ребенка развиты чувства к красоте природы в разное время года.

Имеет представление о бережном отношении к животным; о сезонных явлениях природы;

Проявляет интерес к птицам и насекомым на участке, к подкормке птиц; к основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Педагогический анализ знаний и умение детей (диагностика) проводится по пособию Афонькиной Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа» один раз в год (апрель) в форме наблюдения за деятельностью детей.

.Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Возрастная группа:___ Воспитатели:___

Дата заполнения:___

№ п/п Фамилия имя ребенка Направление реализации образовательной области «Познавательное развитие» Личный уровень

Развитие

интересов детей:

любозна

тельности и познава

тельной мотивации

Формиро

вание познава

тельных действий, становление сознания Развитие вообра

жения и творчес

кой активнос

ти Формирование первичных представлений о себе и других людях Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование первичных представлений о малой Родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран народов мира Формирование первичных представлений об особенностях природы

1 Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г. Н. Г. К. Г.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Начало года: В. у. -%, С. у. - %, Н. у. - %. Конец года: В. у. -%, С. у. - %, Н. у. - %.

Календарно-тематический план образовательной области «Познавательное развитие»

по непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы»

(первая младшая группа № 9 общеразвивающей направленности)

Предполагаемая дата Факт. дата

№ п/п № темы Опорные слова и материал Содержание Региональный компонент

Предметы (объекты)

неживой природы Явления живой природы.

Животные

1. Морковка от зайчика

4 стр20 Тучи, идет дождь, листья падают, Расширять представления об овощах. Формировать доброжелательное отношение к окружающему. РНК:

Формировать представления о сезонных явлениях природы родного края

2. Листопад, листопад, листья желтые летят

4 стр. 21 Листья разные, их много, они падают с деревьев. Формирование представления о явлениях природы Учить различать, узнавать и называть растения.

Учить пользо-ваться сенсорными эталонами. Воспитывать способность переживать радость от общения с природой.

РНК: Формирование представлений о разнообразии природы родного края

3. У кормушки

4 стр. 24 Голуби большие, крупнее во-робьев, клюют корм, стаей при-летают на кор-мушку, воркуют. Познакомить с птицами, их образом жизни.

Формировать доброе отношение к птицам, желание заботится о них. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

РНК:

Познакомить детей с птицами родного края.

4. Чудо – овощи.

2 стр. 81 Картофель, капуста, свекла, морковь, овощи растут на земле в огороде. Познакомить детей с плодами овощных культур.

Учить описывать овощ по характерным признакам. Воспитать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай.

5. Снеговичок и елочка

4 стр. 26 Стало холодно, идет снег; вьюга, метель, мороз, холодный ветер, деревья, елочка. Расширять представления о деревьях. Показать свойства снега. Формировать представления о явлениях зимней природы. РНК:

Формировать представление детей о северной зиме, о состоянии о неживой природы.

6. Котенок Пушок

4 стр. 27 Корова,

свинья, лошадь, собака; сарай, кормят, пасет, убирают, дает молоко, ловит мышей, возит телегу, охраняет дом. Продолжить знакомство с домашними животными и их детенышами

Знакомить с русским бытом. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных. Воспитывать любовь к окружающей природе.

7. Петушок и его семейка

4 стр. 29 Куры, утки, гуси, индюки, цыплята, утята; клюв, лапки, перья, крылья. Продолжать знакомить с домашними птицами, их характерными особенностями. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру.

8. Дикие животные.

№ 2 стр. 100 Лиса, волк, медведь, заяц, белка; лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши; берлога, кора, дупло. Обогащать представления детей о животных.

Учить отмечать характерные признаки диких животных. Воспитывать заботливое отношение и интерес к живой природе.

9. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…

4 стр. 31 Светит солнце, тает снег, становится теплее. Обогащать представления о весенних явлениях природы.

Учить выделять основные приметы весны. Учить передавать образ солнца в рисунке. Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.

РНК:

Формировать представление детей о северной весне, о состоянии о неживой природы.

Литература:

1. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»;

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»;

3. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада».

4. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г. ;

5. Афонькина Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа», Волгоград, 2014.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в лес. Ознакомление с миром природы» для детей подготовительной к школе группы Программные задачи: закреплять знания детей о лесе, о жизни животных в осенний период, об их повадках и особенностях поведения. Повторить.

Конспект организованной образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие». Раздел: «Ознакомление с миром.

«Смешной рисунок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Смешной рисунок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» на тему «Транспорт» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Транспорт» Группа общеразвивающей направленности.

«Золотая мама». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Золотая мама» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром, миром природы «Мы поздравляем наших пап» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром, миром природы Тема «Мы поздравляем наших пап» Группа общеразвивающей.

«У меня живет котенок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема «У меня живет котенок» Группа общеразвивающей.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада «Ознакомление дошкольников с миром природы» С. Н. Николаева ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» СЕНТЯБРЬ Период Тема Цель 1-я неделя Комплектование группы, диагностика. Определение уровня.

Ознакомление младших дошкольников с миром природыОзнакомление младших дошкольников с миром природы Ознакомление младших дошкольников с миром природы. воспитатель МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Попова Светлана Сергеевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Ознакомление с миром природы»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 17:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД