Елена Рябцева
Рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАДОУ ДСКВ № 2
«Кубаночка»
от ___№___
Заведующий
___Т. Н. Горбик
Рабочая программа
по коррекции звукопроизношения
для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
на 2017-2018 учебный год.
Публикация «Рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
(дополнительные платные образовательные услуги)
Учитель-логопед: Рябцева Е. В.
ст. Брюховецкая
2017г.
Содержание
№ п/п Стр.
1. Целевой раздел 3-5
Пояснительная записка. Актуальность. 3
1.1. Цели и задачи реализации Программы. 3
1.2. Принципы Программы 4
1.3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) 4
1.4. Характеристика речи и возрастных особенностей воспитанника 4
1.5. Планируемые результаты освоения Программы 4
2. Содержательный раздел 5-
2.1. Содержание программы 5
2.2. Тематическое планирование 5
3. Организационный раздел 5-10
3.1. Особенности образовательного процесса 6
3.2. Длительность программы 6
3.3. График работы кружка, список воспитанников 6
3.4. Структура индивидуальных занятий 6
3.5. Условия реализации программы, взаимодействие с семьями воспитанников 7
3.6. Материально – техническое обеспечение 8
3.7. Программно – методический комплекс образовательного процесса 8
3.8. Учебно-методические средства обучения 9
Приложение 11
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременность устранения недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению. Речевые дефекты необходимо устранить до поступления в школу. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.
Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; работа А. Н. Гвоздева об усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные М. Ф. Фомичёвой, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Л. С. Волковой и др., апробированные и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.
1.1. Цели и задачи программы.
Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях.
Задачи:
- формировать правильное произношение звуков;
- развивать слухоречевое внимание, фонематический слух;
- вырабатывать правильное речевое дыхание;
- развивать интонационную выразительность речи;
- формировать понятия о грамматических категориях языка;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать познавательные процессы;
- стимулировать речевую активность детей;
-развивать речевое общение.
1.2. Общедидактические и специальные принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
1.3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
1.4. Характеристика речи, возрастных особенностей воспитанника (цы)
см. Приложение 1
1.5. Планируемые результаты освоения Программы :
Ребенок должен научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-правильно передавать слоговую структуру слов с исправленными звуками, используемых в самостоятельной речи;
-пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых распространенных и сложных предложениях, диалогической речи;
-грамматически правильно оформлять фонетическую сторону самостоятельной речи в соответствии с нормами языка.
Основной базой рабочей программы являются :
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. Б. Чиркина.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Содержание программы дополнительного образования условно разделено на пять этапов, каждый из которых решает свои задачи:
I. Подготовительный этап
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематические процессы;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику;
г) овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;
д)укреплять физическое здоровье (консультации врачей-узких специалистов).
II. Этап формирования произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранить дефект звукопроизношения;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.
III. Этап совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Этап развития внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Этап развития связной речи на базе правильно произносимых звуков.
2.2. Тематическое планирование см. Приложение 3
3. Организационный раздел
3.1. Особенности образовательного процесса
1. Форма организации образовательного процесса – индивидуальные занятия.
2. Продолжительность занятия 25 мин., два раза в неделю.
3. Сроки освоения программы – долговременные, определяются характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка, скорости усвоения материала.
4. Образовательный процесс (развитие речи) осуществляется на всем протяжении пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации, обеспечивается в различных видах общения, в игре, в ходе познавательно – исследовательской деятельности.
5. Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей.
3.2 Длительность программы.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с ноября месяца, после завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность использования блоков.
С двумя воспитанниками будет проводиться коррекционная работа из расчёта 1 академический час в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения (29 занятий).
Еще с одним воспитанником будет проводиться коррекционная работа из расчёта 2 академических часа в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения (58 занятий).
3.3. График работы кружка, список воспитанников.
График работы кружка и список воспитанников, посещающих кружок, представлены в Приложении2
3.4. Структура индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
Структура занятия
1. Оргмомент. Формирование пространственных представлений.
2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
3. Самомассаж.
4. Мимические упражнения.
5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением.
7. Постановка звуков (последовательность) :
Свистящие [с, с, з, з, ц];
Шипящие [ж, ш, ч, щ];
Заднеязычные [ к, г ];
Сонорные [р, р, л, л ];
Смягчения звуков.
Оглушение.
Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
8. Автоматизация звука в слогах.
9. Автоматизация звука в словах.
10. Автоматизация звука в словосочетаниях.
11. Автоматизация звука в предложениях.
12. Дифференциация звуков : [р – р ], [л – л ], [с – з ], [с – ц ], [ш – ж].
13. Автоматизация звука в чистоговорках.
14. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
3.5. Условия реализации программы.
Продолжительность логопедических занятий определяется санитарно-эпидемиологическими нормами, которые составляют для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Тема консультаций: срок
1. Результаты диагностики. План работы на первый месяц коррекционной работы. 1-ое занятие.
2. Рекомендации для родителей. После месяца коррекционной работы.
3. Результаты коррекционной работы. По запросу родителей.
3.6. Материально – техническое обеспечение
Необходимо следующее оборудование:
- настенное зеркало 50х100 см. для индивидуальной работы над звукопроизношением;
- стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула – для ребенка и для учителя-логопеда;
- технические средства обучения;
- наглядный материал, используемый при диагностике речевого развития детей;
- наглядный материал по развитию речи;
- учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями;
- альбомы для работы над звукопроизношением;
- различные речевые игры;
- методическая литература.
3.7. Программно – методический комплекс образовательного процесса:
1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. Б. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
2. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. -СПб. : КАРО, 2006
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 № Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.8. Учебно-методические средства обучения
1. Алтухова Н. Научитесь слушать звуки. –СПб. : Лань,1999г
2. Агранович З. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006г.
3. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов – М. : Просвещение, 1979.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 г
5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. –М. : Издательство «АРКТИ», 1998 г.
6. В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». –М. : Гном-Пресс, 2000.
7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. –М. : Просвещение,1999 г.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. –М. : Просвещение, 1999 г.
9. Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. –М. : Просвещение, 1998г.
10. Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков : й, г, к, х. -М. : Просвещение, 1999г.
11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения –Краснодар. : Издательство Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994.
12. Коноваленко В. В., Коновалевко С. В. Автоматизация свистящих звуков у детей : дидактический материал для логопедов / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
13. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. –М. : Просвещение, 2004.
14. Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.
15. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 г.
16. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. -СПб. : КАРО, 2006.
17. Смирнова Л. Мы учим звуки : л-р, с-ш. –М. : Просвещение, 2002г.
18. Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г
19. Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. –М. : Просвещение, 2005г.
20. Ткаченко Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. –СПб. 6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.
21. Филичева Т. Б. Совершенствование связной речи. –М. : Просвещение, 1994г.
22. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание» –– М. : Просвещение, 1989.
Приложение 1
Характеристика речи, возрастных особенностей воспитанника:
1. Волынка И. ,6 лет;
2. ФФНР. Речь смазанная, достаточно разборчивая. Рот постоянно открыт, аденоидные разращения. Саливация. Недостаток произношения сонорных звуков – замены [ р, р ] –[л ]; [л ] - [J].
Дыхание ротовое, выдох слабый, короткий. Язык не всегда удерживает артикуляционную позу, трудно переключается с одной артикуляционной позы на другую. Трудности фонематических процессов. Возможны пропуски и перестановки звуков, слогов.
Особенности образовательного процесса:
1. Форма организации образовательного процесса – индивидуальные занятия.
2. Продолжительность занятия 30 мин., два раза в неделю.
3. Сроки освоения программы – долговременные (01.11.2017-30.05.2018г.)
Характеристика речи, возрастных особенностей воспитанника:
1. Ткаченко Ф. - 5 лет;
2. ФФНР. Речь смазанная, нечеткая. Искажение произношения свистящих звуков – (межзубный сигматизм, замены шипяших на искаженные свистящие, сонорных звуков –[ р, рь ] - [л-ль,й], [ л ] -[ ль ]. Рот постоянно открыт, аденоидные разращения. Дыхание ротовое, выдох слабый, короткий. Язык не удерживает артикуляционную позу, трудно переключается с одной артикуляционной позы на другую. Трудности фонематических процессов. Возможны пропуски и перестановки звуков, слогов. Ребенок подвижный, постоянно отвлекается, внимание неустойчивое, инструкцию учителя - логопеда выполняет с третьего раза.
Особенности образовательного процесса:
1. Форма организации образовательного процесса – индивидуальные занятия.
2. Продолжительность занятия 25мин., два раза в неделю.
3. Сроки освоения программы – долговременные, определяются характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка, скорости усвоения материала.
Приложение 2
Список воспитанников, получающих платные услуги
1. Волынка И. подг. к школе №1
2. Ткаченко Ф. старшая №1
График работы с детьми
План-график
по неделям на период с 01.09.2018 г. по 31.05.2018г.
Волынка И., подготовительная к школе группа №1
год месяц неделя дни недели
пон. втор. среда четв. пятн. суб. вос.
2017 сент. I - - - - 1 в в
II 4 5 6 7 8 в в
III 11 12 13 14 15 в в
IV 18 19 20 21 22 в в
V 25 26 27 28 29 в в (1 окт.)
2017 окт. I 2 3 4 5 6 в в
II 9 10 11 12 13 в в
III 16 17 18 19 20 в в
IV 23 24 25 26 27 в в
2017 нояб. I 30 окт. 31 окт 1нояб. 2нояб 3нояб в в
II 6 (в) 7+ 8 9+ 10 в в
III 13 14+ 15 16+ 17 в в
IV 20 21+ 22 23+ 24 в в
V 27 28+ 29 30+ 1 дек. в в
2017 дек. I 4 5+ 6 7+ 8 в в
II 11 12+ 13 14+ 15 в в
III 18 19+ 20 21+ 22 в в
IV 25 26+ 27 28+ 29 в в
2018 янв. в в в в в в в
I 8 (в) 9+ 10 11+ 12 в в
II 15 16+ 17 18+ 19 в в
III 22 23+ 24 25+ 26 в в
IV 29 30+ 31 1фев+. 2фев. в в
2018 февр. I 5 6+ 7 8+ 9 в в
II 12 13+ 14 15+ 16 в в
III 19 20+ 21 22+ 23 (в) в в
IV 26 27+ 28 1+ марта 2
марта в в
2018 март I 5 6+ 7 8 (в) 9 (в) в в
II 12 13+ 14+ 15+ 16 в в
III 19 20+ 21 22+ 23 в в
IV 26 27+ 28 29+ 30 в в
2018 апр. I 2 3+ 4 5+ 6 в в
II 9 10+ 11 12+ 13 в в
III 16 17+ 18 19+ 20 в в
IV 23 24+ 25 26+ 27 28 в
2018 май I 30 (в) апр. 1 (в) 2 (в) 3+ 4 в в
II 7 8+ 9 (в) 10+ 11 в в
III 14 15+ 16 17+ 18 в в
IV 21 22+ 23 24+ 25 в в
V 28 29+ 30 31+ - в в
Итого занятий: 58 (2 занятия в неделю)
План-график
по неделям на период с 01.09.2018 г. по 31.05.2018г.
Ткаченко Ф. ,старшая группа №1
год месяц неделя дни недели
пон. втор. среда четв. пятн. суб. вос.
2017 сент. I - - - - 1 в в
II 4 5 6 7 8 в в
III 11 12 13 14 15 в в
IV 18 19 20 21 22 в в
V 25 26 27 28 29 в в (1 окт.)
2017 окт. I 2 3 4 5 6 в в
II 9 10 11 12 13 в в
III 16 17 18 19 20 в в
IV 23 24 25 26 27 в в
2017 нояб. I 30 окт. 31 окт 1нояб. 2нояб 3нояб в в
II 6 (в) 7+ 8 9+ 10 в в
III 13 14+ 15 16+ 17 в в
IV 20 21+ 22 23+ 24 в в
V 27 28+ 29 30+ 1 дек. в в
2017 дек. I 4 5+ 6 7+ 8 в в
II 11 12+ 13 14+ 15 в в
III 18 19+ 20 21+ 22 в в
IV 25 26+ 27 28+ 29 в в
2018 янв. в в в в в в в
I 8 (в) 9+ 10 11+ 12 в в
II 15 16+ 17 18+ 19 в в
III 22 23+ 24 25+ 26 в в
IV 29 30+ 31 1фев+. 2фев. в в
2018 февр. I 5 6+ 7 8+ 9 в в
II 12 13+ 14 15+ 16 в в
III 19 20+ 21 22+ 23 (в) в в
IV 26 27+ 28 1+ марта 2
марта в в
2018 март I 5 6+ 7 8 (в) 9 (в) в в
II 12 13+ 14+ 15+ 16 в в
III 19 20+ 21 22+ 23 в в
IV 26 27+ 28 29+ 30 в в
2018 апр. I 2 3+ 4 5+ 6 в в
II 9 10+ 11 12+ 13 в в
III 16 17+ 18 19+ 20 в в
IV 23 24+ 25 26+ 27 28 в
2018 май I 30 (в) апр. 1 (в) 2 (в) 3+ 4 в в
II 7+ 8+ 9 (в) 10+ 11 в в
III 14 15+ 16 17+ 18 в в
IV 21 22+ 23 24+ 25 в в
V 28 29+ 30 31+ 1 июня в в
2018 июнь I 4 5+ 6 7+ 8 в в
II 11 12+ 13 14+ 15 в в
III 18 19+ 20 21+ 22 в в
25 26+ 27 28+ 29 в в
Итого занятий : 66 (2 занятия в неделю)
Приложение 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Ноябрь
1-неделя Одежда.
2-неделя Обувь.
3-неделя Игрушки.
4-неделя Посуда.
Декабрь
1-неделя Зима. Зимующие птицы.
2-неделя Домашние животные.
3-неделя Дикие животные.
4-неделя Новый год.
Январь
2-неделя Мебель. Части мебели.
3-неделя Транспорт.
4-неделя Профессии на транспорте.
Февраль
1-неделя Профессии. Трудовые действия.
2-неделя Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия.
3-неделя Стройка. Профессии. Трудовые действия.
4-неделя Наша армия.
Март
1-неделя Весна. Приметы весны. Прилет птиц.
2-неделя Комнатные растения.
3-неделя Речные, озерные и аквариумные рыбы.
4-неделя Наша станица.
Апрель
1-неделя Весенние сельскохозяйственные работы.
2-неделя Космос.
3-неделя Откуда хлеб пришел?
4-неделя Почта.
Май
1-неделя Правила дорожного движения.
2-неделя Насекомые.
3-неделя Лето.
4-неделя Полевые цветы.
Июнь
1-неделя Деревья.
2-неделя Овощи. Огород.
3-неделя Фрукты. Сад.
4-неделя Ягоды. Лес.