Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновое чудо»

Валентина Автушенко
Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновое чудо»

Руководитель кружка

воспитатель Автушенко В. И.

МБДОУ ДС. КВ. «Колокольчик»

с. Слободище Дятьковского района

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Такое построение занятий кружка ” Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы.

К концу, которого дети:

• Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

• В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

• Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

• У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

• Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

• У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

• Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель и задачи кружка «Пластилиновое чудо» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Цель: Развитие ручной умелости у детей СРЕДНЕГО дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет) .

Данная программа предусматривает два года обучения.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

№1 ЭТАП Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной этап

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

20 минут.

Занятия проходят В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Перспективный план работы кружка «Пластилиновое чудо» в СРЕДНЕЙ группе на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

«Воздушные шары для праздника»

Задачи:

1. Познакомить детей с анималистической живописью – пластилинографии.

2. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера (большие, маленькие, разного цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагать на горизонтальной поверхности.

«Сушки – баранки для гостей»

Задачи:

1. Продолжить знакомить детей с пластилинографии.

2. Учить детей лепить угощение для чаепития (сушки – баранки) прямыми движениями рук раскатывая между ладоней «колбаски» разного размера, соединяя оба конца (большие – маленькие, красиво располагать на горизонтальной поверхности.

3. Закреплять понятие «большой – маленький».

«Заборчик»

1. Учить детей лепить заборчик.

2. Закреплять умение скатывать «колбаски» прямыми движениями между ладонями. 3. Закреплять умение детей работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства, красиво в вертикальном положении располагать «колбаски». «Радуга»

1. Вызвать интерес к природным явлениям (появление радуги после дождя).

2. Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос). 3. Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски» 4. Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца.

Октябрь

«Овощи»

1. Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине).

2. Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефный рисунок (точки, полоски).

3. Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. «Фрукты»

1. Расширять представления детей о фруктах (форме, цвете, величине).

2. Учить детей лепить плоскостные изображения фруктов (скатывание, расплющивание) дополнять отдельными элементами (черенок, листик).

«Смородина»

1. Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).

2. Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка.

«Мухомор»

1. Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые). 2. Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки.

3. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.

Ноябрь

«Осенняя берза»

1. Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах).

2. Учить лепить плоскостные изображения берзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола.

«Клоун». 1. Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его.

2. Закреплять части тела человека.

«Одежда»

1. Продолжать учить детей лепить плоскостное изображение фигуры человека – девочка в длинной шубе по показу и словесной инструкции воспитателя.

2. Закреплять части тела человека, представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

«Солнце в тучах»

1. Расширять представления детей о погодных изменениях.

2. Продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета.

Декабрь

«Снежинка»

1. Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

2. Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок.

«Мой питомец»

1. Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам.

2. Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит, закреплять примы изображения предмета из отдельных частей.

«Дом»

1. Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, из каких частей состоит).

2. Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая полуобъмное изображение, дополнять отдельными характерными элементами (окна, ставни, дверь).

3. Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить знакомые примы лепки. «Ёлочка зелная»

1. Расширять знания детей о праздниках и традициях.

2. Учить детей путм пластинографии передавать строение лки, направление веток, украшать разноцветными шариками.

3. Закреплять умение пользоваться стекой передавая игольчатую пушистость лочки. Январь

«Зимние забавы»

1. Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением. 2. Учить детей лепить снеговика используя технические примы пластинографии, соблюдать размеры снежных комочков.

«Животные нашего леса. Лиса».

1. Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой.

2. Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность.

3. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость).

«Животные холодных стран. Белый медведь».

1. Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде.

2. Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.

«Животные жарких стран. Жираф».

1. Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, показать выразительные возможности данной техники.

2. Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объмной формы, сглаживание границ соединения частей.

Февраль

«Зимующие птицы. Снегири».

1. Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней.

2. Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

«Домашние животные. Кролики и крольчата».

1. Познакомить детей с обитателем лесов средней полосы.

2. Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного в своей художественной творческой деятельности.

3. Закреплять умение создавать лепную картину с выпуклым изображением.

«Домашние птицы. Петушок – золотой гребешок».

1. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.

2. Закреплять использование в творческой деятельности детей технического прима – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

«День защитников отечества. Танк»

1. Расширять знания детей о государственных праздниках.

2. Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее примы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений).

Март

«Весна. Душистая мимоза».

1. Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете.

2. Учить лепить мимозу примом скатывания маленьких жлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. «Рыба - кит».

1. Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды - китом.

2. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии.

«Слон».

1. Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах.

2. Учить передавать строение животного и его характерные признаки (хобот, большие уши, т. д).

«Пароход».

1. Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении).

2. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии

Апрель

«Перелтные птицы. Лебеди».

1. Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

«Насекомые. Божья коровка».

1. Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания.

2. Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков примом лепки тонкого жгутика и деление его на части.

«Рыбы. Рыбки в аквариуме».

1. Учить детей лепить плоскостное изображение рыбок используя при создании изображения разнообразные примы лепки усвоенные ранее.

«Жители морей. Осьминог».

1. Дать детям представление о разнообразии животного мира водомов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом.

Май

«Подсолнух.

1. Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении).

2. Учить создавать выразительное, полуобъмное изображение подсолнуха.

«Ландыши».

1. Познакомить детей с весенним цветком – ландышем.

2. Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета).

«Змейка».

1. Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, местах обитания, приспособленность к окружающей среде.

2. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой.

3. Закреплять умение украшать объект декоративным узором, используя имеющие навыки: скатывание, расплющивание.

«Павлин».

1. Расширять представления детей об экзотических птицах тплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения.

2. Закреплять использование в творческой деятельности детей технического прима – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе кружка «Пластилиновое чудо» за 1-е полугодие 2018–2019 учебного годаФотоотчёт о работе кружка «Пластилиновое чудо» за 1-е полугодие 2018–2019 учебного года Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности Значение лепки для развития ребенка огромно. В лепке работают две.

Рабочая программа по кружковой деятельности для детей 4–5 лет. Кружок по лепке «Залипуха» в средней группе МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Рабочая программа кружковой деятельности для детей 4–5 лет «Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружковой деятельности «Пластилиновая фантазия» для детей 4-5 лет Разработала воспитатель МБДОУ д/с комбинированного.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Домашние птицы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновое чудо»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 20:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. День поделок из ваты на МААМ

Из всех подручных материалов для творчества трудно найти что-либо более похожее на снег, чем вата. Поэтому вата и ватные диски получили такое широкое распространение при создании творческих поделок на...

8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

Фотоотчёт о проведении конкурса «Поделки из бросового материала»
Совсем недавно в нашем детском саду проводилось мероприятие приуроченное к дню вторичной переработки отходов. Родителям совместно с детьми было предложено...
Сценарий новогоднего утренника для старшей группы «Посылка из страны Дисней»
Сценарий Новогоднего утренника для старшей группы «Посылка из страны Дисней» Под музыку дети вбегают галопом, держась за руки в хоровод и танцуют...
Консультация для родителей «Игры с песком на площадке»
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Игра - ведущий вид деятельности в...