МААМ-картинки

Рабочая программа по курсу ФЭМП в подготовительном классе

Евгения Севрюкова
Рабочая программа по курсу ФЭМП в подготовительном классе

Рабочая программа по курсу "Формирование элементарных математических представлений»

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа :

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МОиН № 1155 от 17.10.2013г.).

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

Публикация «Рабочая программа по курсу ФЭМП в подготовительном классе» размещена в разделах

5. Основная образовательная программа МКОУ «Становская СОШ».

6. Авторская программа «Преемственность» Н. А. Федосова. «Подготовка к школе»

7. Положение о рабочей программе МКОУ «Становская СОШ».

8. Положение о подготовительном классе МКОУ «Становская СОШ».

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

Учебники:

1. Учебное пособие: С. И. Волкова «Математические ступеньки» – М. : Просвещение,2014

1. Развивающие прописи «Тренируем пальчики»

Согласно учебному плану МКОУ «Становская СОШ» на 2017– 2018 учебный год на изучение предмета «Формирование элементарных математических представлений» отводится 4 учебный час в неделю, итого 100 учебных часов в год (25 учебных недель).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Обучающиеся должны

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.

-ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

2. Содержание учебного предмета, курса.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.

Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.

Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др., способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.

Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры, при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).

У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до – после, вчера – сегодня – завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней, о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар).

У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.

Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).

Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»).

Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6–10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).

Развивается способность применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара, в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры, в том числе в других образовательных областях. Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п.

3. Календарно-тематическое планирование

Дата проведения Тема урока Примечание

план факт

Доцифровой период(30 часов)

1 Знакомство с учебником, условными обозначениями, принятыми в книге.

2. Понятие «право- лево», на себя, слева – справа в окружающем пространстве.

3. Понятие «направо- налево, прямо» на плоскости.

4. Понятие «справа – слева, вверху – внизу» на плоскости, на листе бумаги.

5-7 Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.

8. Признаки предмета: цвет, форма, размер. Сравнение предметов: одинаковые - разные

9. Сравнение предметов по цвету.

10. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький; больше – меньше; одинаковые по размеру

11. Понятие «высокий – низкий», «выше – ниже». «Одинаковые по высоте»

12. Сравнение предметов по одному и двум признакам. Составление групп предметов по заданным признакам.

13-14 Понятие «больше, меньше, столько же»

15. Понятие «длинный – короткий; длиннее – короче; одинаковые по длине»

16. Формирование представления о понятиях «линия», «прямая линия»

17. Понятие «отрезок»

18. Сравнение предметов по нескольким признакам. Понятие «спереди – сзади»

19. Знакомство с геометрическими фигурами

20. Работа со счетными палочками: составление геометрических фигур.

21. Понятие «толстый – тонкий; толще – тоньше; одинаковые по толщине.

22. Понятие «много – мало; несколько; один»

23. Нахождение закономерностей.

24. Знакомство с геометрическими фигурами (круг)

25. Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)

26. Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник)

27. Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)

28. Понятие «столько же; одинаково; поровну»

29. Понятие «тяжелый; легкий»

28. Уравнение групп предметов (разница равна 1)

29 Закрепление понятий: больше, меньше, столько же.

30. Уравнение групп предметов. Понятие «пара»

Цифровой период (60часов)

31-32 Число и цифра 1.

33. Закрепление понятий: один – много; столько – сколько

34-35 Число и цифра 2.

36. Цифры 1 и 2 соотнесение их с количеством.

37 Закрепление пространственных понятий лево – право, середина, слева – справа на плоскости, в окружающей действительности.

38-39 Число и цифра 3.

40. Практическое знакомство с составом числа «три»

41. Прямой и обратный счет в пределах «трех». Числа 1,2,3.

42. Сравнение множеств путем приложения на иллюстрированном материале (на 1,2). Уравнение множеств путем добавления и убавления предметов

43. Знакомство с понятием «равенство»

44-45 Число и цифра 4.

46 Цифры 1,2,3,4. Закрепление последовательности чисел (цифр) в числовом ряду.

47. Повторение состава числа 4. Прямой и обратный счет. Решение практических задач в пределах четырех

48. Цифра 0.

49. Закрепление понятий «столько же».

50. Знакомство с понятием «сложение»

51. Счетные операции в пределах «четырех».

52. Число и цифра 5.

53. Добавление до заданного количества в пределах пяти.

54. Счетные операции в пределах «пяти».

55. Задания на вычитание, в результате которого получается нуль.

56. Порядковый счет до пяти. Дорисовывание до заданного количества.

57. Сравнение множеств: больше- меньше на 1. Повторение понятия «столько же».

58. Повторение состава числа четыре.

59. Цифры 1,2,3, 4. соотнесение числа, количества и цифры

60. Повторение состава числа пять. Счетные операции в пределах пяти.

61. Прямой и обратный счет. Положение предметов в пространстве «внутри – снаружи»

62. Ориентировка в пространстве. Выкладывание из палочек геометрических фигур.

63 Число и цифра 6.

64. Цифры 1 -6. Соотнесение числа, количества, цифры. Понятия «сегодня, завтра, вчера».

65 Выполнение действий в пределах шести.

66. Число и цифра 7.

67 Счетные операции в пределах семи.

68 Соотношение цифры, числа и количества.

69-70. Дни недели.

71-72. Число и цифра 8.

73-74 Счет предметов в пределах восьми. Количественный и порядковый счет.

75-76 Число и цифра 9.

77. Место числа девять в ряду чисел. Соотнесение цифры, числа и количества.

78 Состав числа 9. Нахождение логических закономерностей при раскрашивании изображений

79. Счет предметов, движение, счет на ощупь. Нахождение геометрических фигур в сложном узоре.

80. Сложение и вычитание в пределах 9. Установление закономерностей.

81 Закрепление понятия «легче – тяжелее».

82. Число и цифра 10

83 Закрепление умения называть и обозначать числа от 1 до10.

84. Счетные операции в пределах 10

85-86 Год, месяц.

87-89 Дни недели, сутки.

90. Закрепление умения называть и обозначать числа от 1 до 10

Сложение и вычитание чисел в пределах (5часов)

91-92 Закрепление практических навыков сложения и вычитания

93-94 Упражнения в усвоении приёмов вычислений в пределах десяти

95. Сравнение фигур по форме. Составление узоров из геометрических фигур

Простые задачи (5часов)

96-97 Решение простых задач с опорой на наглядность.

98 Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен.

99 Составление и решение простых задач.

100 Игра «В гостях у царицы Математики»

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с ребенком с нарушениями слуха в подготовительном классе Индивидуальное занятие. Подготовительный класс Тема: коррекция звука «Г». Работа над речевым дыханием. Цель: добиться правильного произношения.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Формирование здорового образа жизни у детей» «Школа докторов здоровья» Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Рабочая программа Пояснительная записка. Одним из важных направлений в работе с детьми 4-5 лет является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера-это.

Рабочая программа по аппликации Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по аппликации на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по ФЭМП Содержание Раздел 1. Пояснительная записка…. …3 Раздел 2. Календарно-тематическое планирование (4-5 лет….5 Раздел.

Рабочая программа по конструированию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по конструированию на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по лепке Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по лепке на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по рисованию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по рисованию на 2017-18 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса.

Рабочая программа воспитывающей деятельности в 3–4 классе интерната Муниципальное Бюджетное Учреждение Общеобразовательная школа «Русскинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена на педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по курсу ФЭМП в подготовительном классе
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 18:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД