МААМ-картинки

Рабочая программа по образовательной области «Познание»

Людмила Симонова
Рабочая программа по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании»,

- Письмом Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного об-

разовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;

Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Познание“» размещена в разделах

- Письмом Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе об-

разовательных программ для дошкольных образовательных учреждений»;

- Письмом Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к

максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Временными (примерные) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения,

реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ № 448 от 22.08.96 г. ;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении

федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

- примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- с целями и задачами, определенными уставом МБОУ Устьинской СОШ.

Основные задачи программы :

• обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольные годы;

• обеспечение охраны и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

• всестороннее и своевременное психическое развитие;

• формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

• приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Формы работы с детьми по реализации рабочей программы :

- Специально организованная деятельность педагога с детьми. (непосредственная образовательная деятельность.

- Совместная деятельность (деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры,

творческие, спортивные и др. мероприятия)

- Самостоятельная деятельность дошкольников (создание условий для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей).

Рабочая программа по реализации образовательной области «Познание» опирается на следующие возрастные и психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно0образное мышление. Главное направление в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста – развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. В этом возрасте появляется исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности, что позволяет действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие и др. Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения детьми элементарных видовых и родовых понятий.

Конструирование и ручной труд имеют большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др., творчество, формируются художественно-творческие конструкторские способности.

Структура организации образовательной области «Познание»

Виды непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области

«Познание» В неделю В месяц В год

Ребенок и окружающий мир 1 4 34

Формирование элементарных математических представлений 1 4 34

Конструирование 1 4 34

Длительность непосрественно-образовательной деятельности в соответствие с нормами СанПин составляет до 25инут.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Познание»

«Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

1. Сенсорное развитие;

Развитие восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов.

Развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия. Продолжение знакомства с цветом спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым (хроматические) и белым, серым и черным (ахроматические).Формировать умение различать цвета по насыщенности и светлоте, правильно называть их. Знакомство с природными названиями цветов (малиновый, салатовый.).Развитие умения группировать предметы по нескольким признакам.

Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, формирование умения использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движение рук по предмету. Расширение представления о фактуре предметов.

Совершенствование глазомера.

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Развитие умения устанавливать связь между постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни.

Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкции; анализировать сделанные постройки.

Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами и др. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные конструкции по величине.

Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Развивать умение работать коллективно, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу по необходимости.

Проектная деятельность. Создание условий для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организация презентации проектов. Формирование у детей представления об авторстве проекта.

Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер)

Формирование проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность- это деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

3. Формирование элементарных математических представлений;

Количество

Закрепление умения создавать множества из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесении элементов (предметов) один к одному; определять большую, меньшую часть множества или их равенство.

Закрепление умения считать до 10. Последовательное знакомство с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10.

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

Формировать умения различать вопросы» меньше, больше, поровну, сколько? Который? и правильно отвечать на них.

Знакомство с порядковым счетом в пределах 10.

Знакомство с цифрами от 0 до 10.

Формирование представлений о равенстве.

Закрепление понятия о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета.

Знакомство с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.

Формирование представления о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.

Закрепление умения называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части; понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Величина.

Закрепление умения устанавливать размерные отношения между 5 и 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру.

Развивать умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше образца и равные ему.

Форма.

Знакомство с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Формирование представлений о четырехугольнике.

Развитие геометрической зоркости: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковые и разные по форме.

Развитие представлений о том как из одной фигуры можно сделать другую.

Ориентировка в пространстве.

Совершенствование понимания смысла пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди)-сзади (за, слева- справа, между, рядом с, около); умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаясь в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии по направлению знаков; определять свое место нахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади- мишка, а впереди – машина».

Формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху- внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени.

Формирование представлений о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Закрепление умения на конкретных предметах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»

Предметное и социальное окружение

Обогащение представлений детей о мире предметов. Рассказы о предметах, облегчающих труд человека в быту.

Развивать умение определять материалы, из которых сделан предмет. Закреплять умение сравнивать предметы п назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их.

Расширение представлений детей о профессиях.

Расширение представлений об учебных заведениях, сферах человеческой деятельности.

Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформление группового и садовского помещений, организацию развивающей среды продолжение знакомства с культурными явлениями (цирк, библиотека и др.)

Продолжение знакомства с деньгами.

Формирование элементарных представлений об истории человечества, через знакомство с произведениями искусства, рекомендацию образа жизни людей разных времен.

Ознакомление с природой.

Расширение и уточнение представлений детей о природе. Закрепление умения вести наблюдения.

Закреплять представления о растениях. Знакомство с понятиями «лес», «луг»,»сад»

Продолжение знакомства с комнатными растениями. Закрепление умения ухаживать за ними.

Расширение представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Расширение представлений детей о диких животных. Продолжение знакомства с птицами(2-3 вида).

Знакомство с представителями класса пресмыкающихся и насекомых(2-3 вида). Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток.

Знакомство с разнообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Формирование представлений о том, как человек пользуется воздухом, водой, песком, глиной, камнями.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы. Рассказы о значении воздуха и солнца в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение дня влияет на жизнь растений, животных и человека.

Знакомство с тем, как некоторые животные готовятся к зиме.

Зима. Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе.

Весна. Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе. Наблюдение за гнездованием птиц.

Лето. Обогащение представлений детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.

Образовательная область «Познание»

Сентябрь

1 Предметы, облегчающие труд человека в быту.

Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 9

2 Моя семья.

Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи. Рассказать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 11

3 Во саду ли, в огороде…

Расширять представления детей о многообразии мира растений. Учить узнавать и правильно называть овощи и фрукты, ягоды; формировать представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии различных блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово- огородными растениями.

4 Прохождение экологической тропы (на улице)

Расширять представления об объектах экологической тропы, о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

Октябрь

1 Берегите животных! (4 октября- Всемирный день животных) Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Воспитывать осознанное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Развивать творчество, инициативу, умение работать в коллективе, в процессе создания плаката «Берегите животных».

2 Прогулка по лесу Расширять представления о разнообразии растительного мира. Рассказать о видовом разнообразии лесов : лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных.

3 Что предмет расскажет о себе Побуждать детей, выделять особенности предметов (размер, форма, цвет, материал, части, функции, назначение). Совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 12

4 Детский сад Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их работу, уважать их труд, бережно к нему относиться. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 17

5 Мои друзья Углублять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним (поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому- то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй). Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 14

Ноябрь

1 Осенины Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представление об овощах, фруктах и грибах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Создавать положительное эмоциональное настроение.

2 Пернатые друзья Способствовать формированию представлений о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых. Дать представление о значении птиц для природы. Формировать желание заботиться о птицах. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр.

Декабрь

1 Покормим птиц Расширять представление детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях. Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им; заботиться о птицах в зимний период. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать эмоциональную отзывчивость. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр.

2 Как животные помогают человеку Расширять представления о животных разных стран; о том, как животные могут помогать человеку. Показать способы содержания животных, прирученных человеком. Развивать интерес к миру животных. Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр.

3 Наряды куклы Тани Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 19

4 Игры во дворе Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при игре во дворе, катании на велосипеде в черте города. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 20

5 В мире металла Познакомить детей со свойствами и качествами металла. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 22

Январь

1 В гостях у кастелянши Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать доброжелательное отношение к ней.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 23

2 Зимние явления в природе Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель. Иней, мороз, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.

3 Прохождение экологической тропы в здании детского сада. Расширять представления об объектах экологической тропы на территории детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения, животных. Расширять представление о способах ухода за растениями и животными. Формировать у детей желание помогать взрослым, ухаживать за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 24

Февраль

1 Песня колокольчика Закреплять знания о стекле, металле, дереве ;их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

О. В. Дыбина стр25

2 Российская армия Продолжать расширять представление детей о Российской армии. Рассказать о трудной но почетной обязанности защищать родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

О. В. Дыбина стр 26

3 Мир комнатных растений Расширять представление о многообразии комнатных растений, учить узнавать и называть их. Знакомить с профессиями связанными с уходом за растениями. Совершенствовать навыки ухода за растениями, воспитывать бережное отношение к растениям. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 27

4 Водные ресурсы земли Расширять представление о разнообразии водных ресурсов (родники, озера, реки, моря).Дать представление о том, как человек может использовать воду в жизни, как можно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края. Дать представление о пользе воды в жизни человека, животных, растений. Занятия по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина стр. 28

Март

1 Путешествие в прошлое лампочки. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

О. В. Дыбина стр29

2 В гостях у художника Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты труда художника отражают его чувства, личностные качества, интересы. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

О. В. Дыбина стр30

3 Что я знаю о себе? Мой организм. Формировать элементарные представления детей об организме человека, об органах чувств и их значении. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

И. М. Новикова стр45

4 Я - ребенок. Мой образ жизни. Расширять и закреплять представления детей об отличии организма ребенка от организма взрослого человека. Формировать представления об образе жизни и его значении для здоровья человека, о специальной организации образа жизни ребенка в детском саду Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

И. М. Новикова стр46

Апрель

1 Я – пешеход и пассажир Закреплять представление детей о значении транспорта, для города; формировать представления о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

И. М. Новикова стр48

2 Весенняя прогулка Формировать у детей представления об ответственности за свое здоровье, о предупреждении простудных заболеваний. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

И. М. Новикова стр59

3 Путешествие в прошлое пылесоса. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные способы для облегчения труда. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

О. В. Дыбина стр 33

4 Россия – огромная страна Формировать преставления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия, в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой например, из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностям. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. О. В. Дыбина стр 34

5 Путешествие в прошлое телефона Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление, сообразительность. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. О. В. Дыбина стр36

Май

1 Питание и здоровье Формировать представления детей о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно- гигиенические правила при употреблении пищи. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

И. М. Новикова стр60

2 Воздух вокруг нас Закреплять представления детей о значении воздуха для жизни человека, познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Формировать представления о безопасном для здоровья месте для прогулок Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

И. М. Новикова стр63

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Автор публикации:
Рабочая программа по образовательной области «Познание»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 18:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по образовательной области «Познание»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Симонова (УИ 97790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД