МААМ-картинки

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся с тяжёлыми

Марина Николаевна Иванова
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся с тяжёлыми

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью образования обучающихся по предмету математика является :

Публикация «Рабочая программа по предмету „Математические представления“ для обучающихся с тяжёлыми» размещена в разделах

- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи обучения :

• развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

• формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

• формирование элементарных общеучебных умений;

• овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

• общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

• формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

Общая характеристика учебного предмета

Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков интеллектуального развития детей с умственной отсталостью, поскольку процессы счета, сравнения и преобразовании множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет также практическую важность. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Этапы развития количественных представлений и усвоения счета у умственно отсталых детей во многом сходны с тем путем, которым идет нормально развивающийся ребенок, хотя при умственной отсталости наблюдается более замедленный темп в усвоении математических знаний. Вместе с тем процесс формирования элементарных математических представлений имеет свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Ведущая роль в учебном процессе принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную игру, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Математические представления» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.

Содержание учебного предмета

Основное содержание в рабочей программе по развитию математических представлений с тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Предмет включает в себя следующие разделы и темы:

• Цвет предметов : красный, желтый, синий, зеленый (под контролем и при помощи учителя);

• Геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (под контролем и при помощи учителя);

• Понятия «Короткий - длинный»; «Высокий - низкий»;

• Пространственные представления «Слева – справа», «В середине, между»;

• Понятия «Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за»;

• Число и цифра;

• Счет предметов;

• Порядковый счет в пределах 7;

• Прямой и обратный счет в пределах 7;

Письмо цифр: 1,2,3,4,5,6,7 по обводке;

• Откладывание однозначного числа на счетах;

• Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 7 с помощью педагога;

• Конструирование из счетных палочек по образцу, по подражанию;

• Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета;

• Соотнесение чисел с количеством предметов;

• Собирание сборно-разборных игрушек;

Повторение и обобщение

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Математические представления»

ур. Тема урока Кол-во уроков

I четверть – 18 часа

1 Вводный урок по технике безопасности. 1

2 Повторение. Закрепление знаний о цвете (красный, желтый, синий, зеленый). 1

3 Выделение предметов, определенного цвета. 1

4 Геометрические фигуры: «Круг», «Квадрат», «Треугольник». 1

5 Выделение предметов, обладающих определенной формой. 1

6-7 Выделение предметов, обладающих определенным цветом и определенной формой. 2

8 Понятия «Длинный-короткий». 1

9-10 Понятия «Высокий-низкий». 2

11-12 Прямой и обратный счет в пределах 5. 2

13-14 Счет предметов в пределах 5. Письмо цифр от 1 до 5 по обводке. 2

15-16 Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 5. 2

17-18 Конструирование из счетных палочек по образцу. 2

II четверть – 14 часа

19-20 Число и цифра 5.

Прямой и обратный счет от 1 до 5. 2

21-22 Число и цифра 5. Прямой и обратный счет от 1 до 5. 2

23-24 Прямой и обратный счет от 1 до 5. Письмо цифры 5 по обводке. 2

25 Понятия «Слева – справа» 1

26 Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета. 1

27 Счет предметов в пределах 5. 1

28-29 Соотнесение чисел с количеством предметов.

Письмо цифр от 1 до 5 по обводке. 2

30 Игровые упражнения на закрепление пространственных представлений (слева, справа, в середине, вверху, внизу) 1

31 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек «Многоэтажный дом» 1

32 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек «Гараж для машины». 1

III четверть -22часов

33-34 Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. 2

35-36 Геометрическая фигура «Прямоугольник» 2

37-38 Конструирование геометрических фигур из счетных палочек и нитки по образцу. 2

39-40 Выполнение геометрических фигур с помощью трафарета. 2

40-41 Выделение предметов, обладающих определенной формой. 2

42-43 Прямой и обратный счет от 1 до 6. 2

44-45 Порядковый счет в пределах 6. 2

46-47 Понятия «Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за» 2

48-49 Откладывание однозначного числа на счетах. 2

50 Счет предметов в пределах 6. Письмо цифр от 1 до 6 по обводке. 1

51 Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 6. 1

53 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек. Конструктор «Лего» 1

54 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек. Конструктор «Лего» 1

IV четверть -14 часа

55-56 Число и цифра 7.

Прямой и обратный счет от 1 до 7. 2

57-58 Прямой и обратный счет от 1 до7. Письмо цифры 7 по обводке. 2

59-60 Откладывание однозначного числа на счетах. 2

61-62 Соотнесение чисел с количеством предметов. 2

63-64 Порядковый счет в пределах 7. 2

65 Присчитывание и отсчитывание по одному в пределах 7. 1

66 Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек «Машина» 1

67 Закрепление знаний о цветах и форме предметов. 1

68 Повторение и обобщение. 1

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники:

• Алышева Т. В. Математика : 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) в 2 частях. – М. Просвещение, 2011.

Программно-методическое обеспечение :

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб. :ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011г. ;

• Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М. : Просвещение, 1990 г.

• Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, 1996 г.

«Развитие элементарных математических представлений» Е. С. Демина, 2009 г.

• «Моя математика. Количество и число (развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста)» 5-е изд., Е. В. Соловьева 2002 г.

Печатные пособия:

- Дидактические игры и упражнения по математике для работы с учащимися;

- Наглядный дидактический материал;

- Карточки для индивидуальной работы;

- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;

- Проверочные работы;

- Опорные таблицы, схемы;

- Веер цифр, плакаты.

Учебно-практическое оборудование:

Картотеки:

- Артикуляционной гимнастики;

- Гимнастики для глаз;

- Пальчиковых игр;

- Дыхательной гимнастики;

-Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;

-Счетный материал и др.

Технические средства обучения :

• Персональный компьютер;

• Мультимедийный проектор (по возможности);

• Сканер, принтер.

• Аудиодинамик.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Возможные предметные результаты :

-освоенные знания об основных цветах;

-приобретенные знания о понятиях: «Слева-справа», «В середине, между»; «Короткий - длинный»; «Высокий - низкий»; «Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за»;

-освоенные знания о числах и цифрах в пределах 7;

-освоенные знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

-приобретенные умения соотносить количественное числительное с цифрой и группой предметов с помощью педагога;

-приобретенные навыки выполнения штриховки, письмо цифр в пределах 6 по обводке;

-приобретенные навыки откладывания однозначного числа на счетах;

-приобретенные навыки присчитывания и отсчитывания по одному в пределах 7 с помощью педагога;

-приобретенные навыки конструирования из счетных палочек по образцу, по подражанию;

-приобретенные навыки выполнения геометрических фигур с помощью трафарета;

-приобретенные навыки соотнесения чисел с количеством предметов;

-приобретенные навыки собирания сборно-разборных игрушек.

-читать, считать, записывать заданное число, откладывать палочки заданного количества, сравнивать числа в пределах 7, присчитывать, отсчитывать по 1;

- выполнять сложение чисел в пределах 7, опираясь на наглядность;

- решать задачи на нахождение суммы, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;

- чертить прямую линию, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал по заданным вершинам;

Ожидаемые личностные результаты:

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного урока по предмету «Математические представления и конструирование» в 4 классе для детей с УОКонспект интегрированного урока по предмету «Математические представления и конструирование» в 4 классе для детей с УО Конспект интегрированного открытого урока по предмету «Математические представления и конструирование» 4\5 Б класс Учитель: Сенина О. Л.

Конспект урока по предмету «Математические представления» в 1 классе в школе 8 вида для детей со сложной структурой дефекта Урок «Математические представления». Тема: «Геометрические фигуры». Тип урока: усвоение новых знаний. 1. Структура урока усвоения новых.

Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Изобразительная деятельность» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки».

Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Музыка и движение» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки».

Рабочая программа по предмету «Информатика» (1–4 классы) Рабочая программа по предмету: Информатика (1 – 4 классы) учебник: УМК "Школа России" Информатика 1 – 4 классы авторы: Рудченко Т. А. ,.

Рабочая программа кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речиРабочая программа кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речи РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речи Составлена на основе программы.

Рабочая программа по реализации программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского района Чувашской Республики.

Рабочая программа по рисованию для обучающихся дошкольников группы раннего возраста КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВОКУЗНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 41».

Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса Пояснительная записка Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых.

Урок «Мои игрушки. Цветовая гамма» для 1 доп класса для учащихся с ОВЗ по предмету «Математические представления» Цель: систематизировать знания детей по соотнесению предметов- игрушек и разделения по цветовой гамме. Задачи: • коррекционно - образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся с тяжёлыми
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 19:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД