Анна Канева
Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Задачи
1. Формировать интерес дошкольников к художественной деятельности;
2. Формировать конструктивные умения и навыки;
3. Способствовать развитию художественных способностей, обогащению словаря детей;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность.
Должен знать:
Название материала, с которым работает, создавая поделку (кисть, клей, салфетка, бумага, картон, название круп, семян, ткань, лента);
Публикация «Рабочая программа по ручному труду „Умелые ручки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Название цветов.
Должен уметь:
Создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы;
Осваивать последовательность работы;
Работать с бумагой;
Пользоваться клеем, салфеткой;
Вносить элементы творчества в свою работу.
Содержание программы
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
отбор содержания доступного детям 4-5лет;
постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;
индивидуального подхода к детям.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень (2,5 – 3 балла) – ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к конструктивной и художественной деятельности. Владеет конструктивными и художественными навыками и умениями, пользуется ими осознанно и самостоятельно.
Средний уровень (1,7 – 2,4 балла) – ребенок проявляет не достаточный интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, недостаточно владеет техническими и художественными навыками и умениями, пользуется ими при помощи взрослого.
Низкий уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок не проявляет интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
Пакет диагностических заданий.
Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей осуществляется с помощью следующих методов:
1. Наблюдение на кружковых занятиях;
2. Анализ продукта детской деятельности детей
Цель: выявить уровень сформированности конструктивной деятельности детей.
1. конфигурация
Материал: круг, квадрат, треугольник, овал.
3 балла – различает основные формы материала;
2 балла – испытывает незначительные затруднения в различении материала;
1 балл – испытывает значительные затруднения в различении материала.
2. Создание композиции:
3 балла – ребенок создает композицию самостоятельно;
2 балла – ребенок создает композицию с незначительной помощью взрослого;
1 балл – ребенок создает композицию с помощью взрослого.
3. Технические навыки и умения:
А) Работа с бумагой;
1 балл – навык не сформирован;
2 балла – навык в процессе становления;
3 балла – навык усвоен прочно;
Б) Использование салфетки;
1 балл – навык не сформирован;
2 балла – навык в процессе становления;
3 балла – навык усвоен прочно
В) Умение держать кисть;
1 балл – ребенок неправильно держит кисть;
2 балла – ребенок не всегда правильно держит кисть;
3 балла – ребенок правильно держит кисть
4. Цвет
Материал: предметы красного, зеленого, желтого, белого, черного, синего, голубого, розового цвета.
Инструкция: взрослый дает ребенку по очереди предметы и просит назвать цвет или взять зеленый кубик и так далее
1 балл – ребенок различает и называет меньше 50% представленных предметов по цвету
2 балла – ребенок называет 50% представленных по цвету предметов
3 балла- ребенок называет большинство или все цвета
Используемая литература.
1. Н. М. Конышева «Чудесная мастерская»
2. И. Черныш «Поделки из природного материала»
3. И. М. Петрова «Объемная аппликация»
4. И. М. Конышева «Мастерим, размышляем, растем»
5. И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в д/с»
6. С. Соколова «Школа оригами»
7. А. Л. Романовская «Поделки из солёного теста»
8. Л. В. Грушина «Открытки с сюрпризом»
9. М. Н. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»
10. Журналы «Я – дизайнер», «Коллекция идей»
Октябрь
1.«Золотой листопад». Коллективная работа (2 занятия)
Цель: закрепить умение склеивать готовые формы аккуратно, помогать друг другу в работе, дополнять поделку элементами дизайна (цветные ленты).
Материал: картон: красный, оранжевый, темно-зеленый, плотный картон, жатая зеленая бумага, оранжевая нить (толстая, клей, кисть.
2.«Листопад». Аппликация из бумаги (1 занятие)
Цель: закреплять умение составлять композицию из готовых форм, располагая их по спирали, диагонали; сочетать по цвету, познакомить со свойствами фольгированной бумаги.
Материал: листы бумаги голубого цвета, готовые формы в виде осенних листьев (разного цвета и размера, клей, кисть, салфетка.
3.«Божья коровка». Аппликация из бумаги (1 занятие)
Цель: закреплять умение составлять композицию из готовых элементов, выполненных из разных видов бумаги (цветная, картон, фольгированная, прорисовывать мелкие детали фломастером (глазки, усики, точки).
Материал: картон: красный бордовый, зеленый, бежевый, черный. Фломастер, кисть, клей.
Ноябрь
1.«Гирлянда из цветов» Коллективная работа (2 занятия)
Цель: закреплять умение склеивать готовые формы, соотносить их по цвету и размеру, украшать бусинами, лентами, проявлять взаимопомощь.
Материал: картон: красный, зеленый, желтый; толстый зеленый шнурок, палочка, зеленый фломастер, клей, кисть.
2.«Украшение для коктейльной трубочки» (1 занятие)
Цель: развивать умение вырезать по контуру, склеивать аккуратно элементы.
Материал: трубочки для коктейля, цветы и листья из бумаги, клей, кисть, ножницы.
3.«Животные из шишек» (1 занятие)
Цель: развивать воображение, фантазию в изготовлении поделки из природного материала, дополнять различными декоративными элементами.
Материал: шишки разных размеров, пластилин, картон цветной, ножницы, клей.
Декабрь
1.«Снежинка» (1 занятие)
Цель: учить складывать бумагу в определенной последовательности, вырезать элементы, что бы получилась ажурная снежинка, украшать блёстками.
Материал: квадрат 15*15 из белой и голубой бумаги, карандаши, ножницы.
2.«Новогодний фонарик» (2 занятия)
Цель: учить выполнять работу в соответствии с условными обозначениями на заготовке, упражнять в нарезании узких полос по разметке.
Материал: заготовка для фонарика и его ручки (16*9) с разметкой из плотной цветной бумаги, клей, кисть, ножницы, салфетка, элементы из самоклейки для украшения.
3.«Новогодняя икебана» Коллективная работа (1 занятие)
Цель: познакомить с культурой Японии. Искусством составления-икебаны, учить выполнять работу в определенной последовательности, использовать различные материалы.
Материал: ваза, искусственные еловые ветки, свечи, шишки, ленты и другие декоративные материалы.
Январь
1.«Звездочка». Из соленого теста (2 занятия)
Цель: продолжать учить работать с соленым тестом, проявлять творчество в росписи поделки, дополнять декоративными элементами (бисер, бусины, ленты).
Материал: соленое тесто, краски, кисть, ленты, формочка в форме звезды
2.«Лиса и заяц». Пальчиковый театр в технике оригами (2 занятия)
Цель: упражнять в складывании квадратной заготовки пополам по диагонали, складывании базовой формы «стрела», нарезании узких полос по разметке.
Материал: заготовки: 9*9 для петуха; 8*5 для хвоста петуха; детали: бородка, гребешок, крылья; 9*9 для лисы и зайца; клей, кисть, ножницы, салфетки.
Февраль
1.«Клоуны». Из коробок (2 занятия)
Цель: продолжать учить работать с бросовым материалом, подвести к выводу: «Даже из ненужных вещей можно сделать красивую поделку!»
Материал: коробки разного размера, оберточная бумага, багеты из лент, самоклейка, нити для волос. 2.«Автомобили» (2 занятия)
Цель: познакомить со склеиванием полоски способом «Петелька», упражнять в вырезании кругов из квадратов по контуру.
Материал: заготовка (4*20) для машины, 4 квадрата (2*2) для колес;, готовые формы (фары, окно, клей, кисть для клея, ножницы, салфетка.
Март
1.«Репка». Сказка, выполненная в технике оригами (3 занятия)
Цель: продолжать знакомить с культурой Японии. Искусством складывания бумаги в технике «оригами», упражнять в складывании бумаги точно соединяя углы и стороны.
Материал: 14 квадратов (10*10, 7 квадратов (2,5*2,5) для лица персонажей
2. «Самолет» (1 занятие)
Цель: учить самостоятельно складывать самолетик в технике оригами, точно соединять углы, украшать поделку наклейками.
Материал: заготовки из бумаги (20*20, элементы для украшения из самоклейки
Апрель
1. «Пасхальное яйцо» (2 занятие)
Цель: учить проявлять аккуратность при работе с хрупким материалом, развивать творчество при раскрашивании яйца и украшении элементами декора.
Материал: пустое куриное яйцо, краски, кисти, наклейки.
2. «Рамка для фото». Аппликация из макарон (2 занятия)
Цель: продолжать учить работать с нетрадиционным материалом (макароны, закреплять навыки составления узора (чередование, расположение).
Материал: заготовки для рамки (16*20) из картона, макароны разной формы, клей.
Май
1. «Бабочка». Из ореховой скорлупы (2 занятия)
Цель: закреплять умение бережно работать с природным материалом, самостоятельно составлять поделку из элементов, проявлять творчество в выборе цвета.
Материал: ореховая скорлупа, заготовки, крыльев бабочки из цветного картона, пластилин, клей.
2. «Кашпо для цветка» Коллективная работа (1 занятие)
Цель: закреплять умение аккуратно работать с солёным тестом (наносить на горшок ровным слоем, декорировать с помощью колпачка от фломастера и цветных лент.
Материал: солёное тесто, небольшие пластмассовые горшочки для цветов, колпачки от фломастеров, ленты.
3. Открытка с фото «Сердечко» (1 занятие)
Цель: закреплять умение аккуратно работать с ножницами, проявлять самостоятельность и творчество в украшении рамки.
Материал: картон(25*10,ножницы, клей, фото, элементы для украшения из самоклейки.