Папки-передвижки

Рабочая программа по спецкурсу «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям»

Галина Пичугина
Рабочая программа по спецкурсу «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям»

Спецкурс «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям»» по математике и русскому языку в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». При разработке программы спецкурса учитывалась программа по данным предметам, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Публикация «Рабочая программа по спецкурсу „Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям“» размещена в разделах

Цели и задачи обучения:

Основная цель спецкурса :

создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и русскому языку;

развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Для достижения перечисленных целей необходимо решение следующих

задач

формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;

формирование собственного стиля мышления;

развитие у обучающихся логических способностей;

привитие интереса к изучению предметов;

расширение и углубление знаний по предметам;

выявление одаренных детей;

формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

адаптация к переходу детей в среднее звено обучения

Общая характеристика спецкурса

Программа специального курса «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям» по математике и русскому языку для обучающихся 5-х классов направлена на расширение и углубление знаний по предметам. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики и русского языка 5 класса. Программа данного спецкурса позволяет показать учащимся, насколько интересны и необычны задания по математике, как увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения выполнять и более трудные и разнообразные задания.

Включенные в программу вопросы дают возможность обучающимся готовиться к олимпиадам и различным конкурсам. Особое внимание уделяется выполнению заданий повышенной сложности.

Актуальность выбора спецкурса.

Спецкурс «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям» выбран неслучайно.

Во-первых, выбран по желанию детей и родителей, согласно написанных ими заявлений.

Во-вторых, такие занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой. В этом смысле, олимпиады являются для учащихся как раз той выраженной в баллах оценкой своего развития. Кроме того, ребята получают возможность сравнить себя и свои достижения со сверстниками из других школ, городов и даже стран. Особенно интересны в этом отношении Всероссийский математический конкурс «Кенгуру», межпредметный конкурс «ПОНИ», «Ломоносовские турниры», различные Всероссийские олимпиады «Олимпус» и «Альбус», конкурс «Русский медвежонок». А участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников позволяет раскрыть потенциал каждого школьника.

Место спецкурса в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ «Иртышская средняя общеобразовательная школа» на изучение спецкурса «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям» в 5 классах отводится 51 час из расчета 1,5 ч в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 51 час.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Изучение спецкурса направлено на достижение следующих результатов

в направлении личностного развития:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;

• продолжить формирования умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитания качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к данным предметам

• потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

• стремление к речевому самосовершествованию;

• формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

в метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике и русском языке как части общечеловеческой культуры, о значимости их в развитии цивилизации и современного общества;

• умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

• умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;

• развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• умения понимать и использовать наглядность (чертежи, схемы);

• умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач

• способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

• коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

в предметном направлении:

• овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

• умения работать с различными источниками информации, с текстом (структурирование, извлечение информации, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

• владения базовым понятийным аппаратом;

• представление о русском языке как языке русского народа;

• понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования.

Особенности построения спецкурса.

Характеристика обучающихся

Спецкурс посещают обучающиеся 5-а и 5-б классов, которые имеют разные уровни развития, разные уровни подготовки по математике и русскому языку за курс начальной школы. Среди обучающихся есть ребята, проявляющие активность на занятиях, умеющие анализировать и делать выводы, выстраивать алгоритм выполнения заданий с помощью учителя, работать со словарями и другими источниками информации. Умеют работать в группах и индивидуально, принимать точку зрения одноклассников или отстаивать свою.

Характеристика учебного процесса

Образовательные и воспитательные задачи спецкурса решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит технология деятельностного обучения, используются элементы технологии проблемного обучения,технология развития критического мышления, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

• Выполнение нестандартных заданий;

участие в олимпиадах: дистанционные олимпиады «Олимпус» «Альбус», международной игре «Кенгуру», «Русский медвежонок», межпредметный турнир «ПОНИ» и др. ;

• знакомство и работа с научно-популярной литературой, со словарями;

• проектная деятельность

• самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате освоения содержания предлагаемого спецкурса предполагается у обучающихся формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Познавательные: В процессе выполнения заданий у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т. д., умение обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при этом предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Выполняя задания, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с их содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Регулятивные: В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные: в процессе изучения тем формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям, дети учатся работать в парах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Тематическое планирование.

1,5 часа в неделю, 34 учебные недели, всего 51 час в год.

Темы раздела Количество часов по разделам

1. Занимательная математика 6

2. Логические задачи 16

3. Знакомство с геометрией 10

4. Культура речи 2

5. Фонетика 2

6. Лексика 4

7. Занимательная грамматика 6

8. Фразеология 3

9. Итоговая работа 2

Итого: 51

Контроль ожидаемых результатов.

Итогом деятельности обучающихся могут служить результаты олимпиад и различных конкурсов, в которых они принимали участие.

Публикации по теме:

Протокол заседания методического совета Хотелось бы увидеть подобные протоколы или советы по их написанию Протокол №2 18.09.2013 г. Присутствовало 10 человек. Повестка дня: I.

Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть 5: способы проверки результатов освоения программы Способы проверки результатов освоения программы. 1. Указывается график проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по спецкурсу «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям»
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 10:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД