Приложение МААМ

Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет

Любовь Никитина
Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Особенности нервно – психического развития детей 6 – 7 лет

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Публикация «Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Продолжает активно развиваться внимание и речь, в том числе и связная, интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающей природе.

Вот почему так важно в этом возрасте приобщение ребенка к природе, которое способствует воспитанию у него многих положительных качеств личности, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Ведь экологияэто простор для детской деятельности: наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность.

В данной рабочей программе представлено описание системы работы по формированию элементарных экологических представлений у детей 5-6 лет, которая разработана в соответствии :

• с действующими ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

• на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №8 «Теремок» г. Рассказово «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Приказ №655 от 23.11 2009 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

• О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- программа и методические рекомендации;

• Н. А. Рыжова «Наш дом-природа» - программа и методические рекомендации;

• С. Н. Николаева «Юный эколог» - программа и методические рекомендации;

• О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»;

• О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» информационно методические материалы, разработки занятий по разделу «Мир природы» - «Учитель» - 2007;

• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - «Учитель» - 2002;

• Л. А. Уланова С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» - «Детство-Пресс» - 2010.

• Серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам» : «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года», - М. - Синтез, 2005.

• Серия «Мир в картинках» - «Арктика и Антарктида». «Высоко в горах». «Домашние птицы». «Животные – домашние питомцы». «Животные жарких стран». «Животные средней полосы». «Космос». «Морские обитатели». «Насекомые». «Овощи». «Рептилии и амфибии». «Собаки-друзья и помощники». «Фрукты». «Цветы». «Ягоды лесные». «Ягоды садовые». «Дикие животные». «Домашние птицы». «Зимующие птицы». «Перелётные птицы». «Деревья и листья». «Цветы садовые». «Цветы полевые». «Декоративные цветы». «Хищные звери и птицы».– Наглядно-дидактическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2005-2011.

Режим реализации программы

Общее кол-во образовательных ситуаций в год

Кол-во непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательных ситуаций Форма образовательного процесса

36 1

25-30 мин. Групповая

Программой предусмотрено проведение:

Диагностических занятий – 2

Практических - 34

Ведущая цель : Становление у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Основные задачи

• Расширить и уточнить представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса.

• Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений; знакомство со способами их вегетативного размножения; формирования умения устанавливать связи и между состоянием растения и условиями окружающей среды; знакомство с лекарственными растениями.

• Расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелётных птицах; домашних животных и обитателей уголка природы.

• Продолжение знакомства с дикими животными, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

• Расширение знаний о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся; знакомство с некоторыми формами защиты их от врагов.

• Расширение представлений о насекомых; знакомство с их образом жизни; умения различать их по внешнему виду; сравнивать по способу передвижения.

• Закрепление умения обобщать о временах года.

• Формирование представлений о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.

• наблюдение таких явлений как град, иней, туман, дождь, туман.

• формирование о том, что в природе всё взаимосвязано.

• Закрепление умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

• Подведение детей к пониманию, что жизнь человека зависит от окружающей среды.

• Закрепление умения правильно вести себя в природе.

Ожидаемые результаты

• Объяснять экологические зависимости : устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

• Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

• Делать элементарные выводы и умозаключения

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных металлов и их использованием.

• Определять происхождение рукотворных предметов.

• Знать характеристики предметов, их свойства и качества.

• Иметь представление о родном крае, о Земле, о людях разных рас, о труде взрослых.

Межпредметные связи по разделам:

«Развитие речи» - развитие монологической речи, умение говорить ясно, понятно для окружающих, составлять рассказы, делать выводы и умозаключения.

«Художественное творчество» - рисование и конструирование из природного материала по впечатлениям о прочитанных литературных произведений, проведенных экскурсий и прогулок.

«Чтение художественной литературы»- развитие умения внимательно слушать сказки, рассказы; запоминать стихи, считалки, скороговорки, загадки.

«Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

«Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; представлений о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Игровая деятельность» - закрепление умений на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, воспитание творческой самостоятельности; приобщение к элементарным обще принятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Трудовая деятельность» - развитие трудовых умений и навыков, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы и на участке детского сада.

«Музыкальное развитие» - развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.

Методы и формы работы

• Тематические и интегрированные занятия;

• наблюдения и целевые экскурсии;

• прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы;

• опытническая деятельность;

• беседы, чтение худ. литературы и использование русского-народного фольклора;

• просмотр видиофильмов, пейзажей и иллюстраций знаменитых художников;

• прослушивание музыкальных аудио записей;

• различные виды игр;

• трудовая и продуктивная деятельность;

• тематические выставки детских работ;

экологические праздники, театрализованные представления, физкультурные разминки.

Тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций Объём образовательной нагрузки (кол-во в часах)

Живая природа

Животные 11

Растения 5

Неживая природа

Воздух, вода, почва, солнце 3

Времена года (сезоны)

Лето, осень, зима, весна 6

Валеология

Строение человека, его органы, охрана здоровья 4

Человек и природа 5

Итого 34

Примерное перспективно – тематическое планирование непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений см. в приложении №1).

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить

степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса на его развитие.

В процессе проведения диагностики используются следующие методы и приё мы: рассматривание таблиц, разных картинок и иллюстраций о природе, беседы, дидактические игры, задания, головоломки и ребусы.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: середина сентября.

Итоговая диагностика: середина апреля.

(Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала см. в приложении №2).

Литература

Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан Пин 2.4.1.2660-10.

И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» : Методическое пособие - Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» : Методическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2009-2010.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - мм. 1991.

А. Брем «Жизнь животных» - М. 2004.

В. Дрязгунова «Дид. игры для ознакомления детей с растениями»- М. 1981.

А. Т. Зверев «Экологические игры» - М. 2001.

М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» - М. 1989.

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 2011.

С. Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе»- М. 1993.

П. П. Саморукова «Как знакомить детей с миром природы» - М. 1978.

С. Е. Шимаева «Четыре времени года» – Воронеж 1990.

Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх»- М. 1993.

Н. А. Рыжова «Я и природа» - М. 1996.

А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М. 1990.

Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - М. 1996.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Родительское собрание «Возвращение в детство» (подготовительная группа) Конспект родительского собрания на тему: «Возвращение в детство» Подготовительная группа. Время проведения: февраль. Форма проведения: игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 11:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Никитина (УИ 178156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД