МААМ-картинки

Рабочая программа по экологии «В дружбе с природой»

Лилия Исмагиловa
Рабочая программа по экологии «В дружбе с природой»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии «В дружбе с природой»

Составили: Исмагилова Л. Т.

Гараева А. В.

Карасева А. Ф.

Дубских А. В.

Николева О. В

Гараева Л. Ю.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по экологии „В дружбе с природой“» размещена в разделах

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;

- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);

- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; Настоящая рабочая программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №279» разработана на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и программы «В экологию» автора Воронкевич О. А. Программа охватывает экологическое воспитание детей со второй младшей до подготовительной группы, т. е. 4 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.

Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.

Цель и задачи рабочей программы :

Цель: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).

Задачи:

-формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;

-накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;

-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;

-воспитание потребности в созидании и творчестве;

-создание условий для полноценного экологического воспитания;

-воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

- развивать у детей субъектный опыт эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

- развить опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

- активным участием родителей в воспитательном процессе и т. д.

Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.

Главные методы:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –

драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- опытно-экспериментальная деятельность,

- проектирование

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Содержание:

- Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры

-Растительный и животный мир. И его многообразие.

-Взаимодействие растений и животных.

-Домашние животные.

-Окультуренная природа, декоративные растения.

-Экосистемы.

-Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения).

-Связь живых и неживых объектов природы.

-Различия живого и неживого.

-Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года.

-Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.

-Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.

Ценностно-целевые ориентиры и принципы организации образовательного процесса :

- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;

- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";

- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Принципы организации образовательного процесса:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр. ;

-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;

- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;

- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;

-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

-опора на игру при формировании учебной деятельности;

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.

Условия организации образовательного процесса предусматривают:

- игровую деятельность ( развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;

- развлечения;

- проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

При построении системы работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Этапы экологического воспитания :

1 этап (с 2 до 4 лет) - проявление интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Попытка оценивать их состояние с позиции «хорошо - плохо»;

- участие в экологически ориентированной деятельности;

- эмоциональное реагирование при встрече с прекрасным и попытка передать свои чувства в доступных видах творчества;

- выполнение правил на улице, в транспорте, во время прогулок; - готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- самоконтроль поведения, поступков с целью не причинить вреда окружающей среде.

2 этап (с 4 до 5 лет) - интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; - участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде

3 этап (с 5 до 6 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

- способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

4 этап (с 6 до 7 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

- осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;

- обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);

- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;

- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи :

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- Природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;

- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

- Детские халаты, фартуки;

«Уголок природы»

- Календарь природы, модель календаря природы

- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

- Воронки

- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)

«Огород на подоконнике»

- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)

- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

-Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Были определены формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаева С. Н. «Юный эколог»

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,

3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.

5. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.

7. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.

8. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.

Публикации по теме:

Рабочая программа для детей от 1,5 до 3 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок» Рассмотрено на.

Рабочая программа «ИЗО аппликация» Рабочая программа по реализации курса «ИЗО аппликация». Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.

Рабочая программа «Оригами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» «Карамелька» Утверждено: Приказ.

Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: • Федеральный закон «Об образовании в.

Рабочая программа по Куражевой .

Рабочая программа по логоритмике в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад № 104 комбинированного вида».

Рабочая программа «Рост» Рабочая программа внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение,самооценка,творчество» на 2018-2019 учебный год Составитель: руководитель.

Рабочая программа «Сказкотерапия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия» Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год) Составитель: Керн А. В. Пояснительная записка.

Рабочая программа воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175 Рабочая программа подготовительной группы № 7 «Пчёлки».

Экологическая конкурсно-игровая программа «Всё это называется природой» Экологическая конкурсно-игровая программа «Всё это называется природой» Экологическая конкурсно-игровая программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологии «В дружбе с природой»
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 20:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД