Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет

Елена Иванова
Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;

• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);

• Устав МАДОУ № 272 (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);

• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.

• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272

Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, предметный мир, естественных представлений о явлениях живой и неживой природы.

ЦЕЛЬ:

-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности дошкольников;

-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

-воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе

ЗАДАЧИ:

• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

• Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

• Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, подкармливать их зимой.

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

• Развивать умение детей замечать изменения в природе.

• Рассказывать детям об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения.

Осень

• Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

• Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.

Зима

• Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

• Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.

• Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

• Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

• Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

Весна

• Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето

• Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

• В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Принципы: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Объем реализации программы: 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

• дидактические игры;

• проектно-исследовательская деятельность;

• эксперименты;

Контингент воспитанников:

Всего детей по списку: 38 человек.

Пол: 16 мальчиков, 22 девочки.

Дата комплектования группы: 1 сентября 2017 года.

Условия реализации программы:

Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространственного предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

1. Самостоятельная деятельность детей;

2. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.

3. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

4. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Развитие познавательных интересов детей, формирование представлений об объектах природы.

К концу года дети должны:

• Проявлять познавательный интерес к окружающей природе.

• Предъявлять вопросы разной степени сложности.

• Самостоятельно обследовать предметы; сравнивать один объект с другим.

• Иметь элементарное понятие о том или ином объекте природы.

2. Учебно-тематический план

(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272

на 2019-2020 учебный год

Дата № Вид и тема Кол-во часов Примечание

СЕНТЯБРЬ

05.09.2019 1 Что нам осень принесла? 1

19.09.2019 2

У медведя во бору грибы, ягоды беру… 1

ОКТЯБРЬ

03.10.2019

3

Прохождение экологической тропы 1

17.10.2019 4 Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)

1

31.10.2019 5 Осенние посиделки 1

НОЯБРЬ

14.11.2019 6

Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу 1

28.11.2019 7

Скоро зима!

(закрепление темы)

1

ДЕКАБРЬ

12.12.2019 8

Дежурство в уголке природы

1

ЯНВАРЬ

09.01.2020 9 Стайка снегирей на ветках рябины 1

23.01.2020 10 В гости к Деду Природоведу 1

ФЕВРАЛЬ

06.02.2020 11 Рассматривание кролика 1

20.02.2020 12 Посадка лука 1

МАРТ

05.03.2019 13 Мир комнатных растений 1

19.03.2020 14 В гости к хозяйке луга 1

АПРЕЛЬ

02.04.2020 15 Поможем Незнайке вылепить посуду 1

16.04.2020 16 Экологическая тропа весной 1

30.04.2020 17 Диагностические задания1-4 1

МАЙ

14.05.2020 18 Диагностические задания1-4 1

Итого: 18 18

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка - Синтез, 2015г.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М: Мозаика – Синтез, 2015 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия с детьми 3–4 лет в детском саду на тему «Ознакомление со сказкой «Кошкин дом» Конспект занятия с детьми 3-4 лет в детском саду на тему «Ознакомление со сказкой Кошкин дом» Цели: воспитывать любовь к русскому народному.

ООД по ознакомлению с природой в детском саду детей 4–5 лет «Мир комнатных растений» Программное содержание Цель: Расширять представления о комнатных растениях детей 4 – 5 лет. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Опыт работы. Ознакомление с природой родного края как один из способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного роста, когда закладывается фундамент психического развития. Именно в этот.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 14:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

Осенний праздник в ДОУ для средней группы
Осенний праздник в ДОУ для детей средней группы Цель: создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...
Сценарий зимнего спортивного праздника в подготовительной группе «Вы мороза не боитесь?»
Сценарий Зимнего спортивного праздника Подготовительной группе «Вы мороза не боитесь? » Составил: Инструктор по физической культуре Зуев А. О....
Конспект занятия по физкультуре в подготовительной группе «Веселый стадион быстроты»
Конспект занятия по физкультуре в подготовительной группе Тема: «Веселый стадион быстроты» Подготовил : Инструктор по физической культуре Зуев А....