Лучший педагог года

Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет

Елена Иванова
Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;

• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;

Публикация «Рабочая программа „Ознакомление с природой в детском саду“ О, А, Соломенниковой для детей 4–5 лет» размещена в разделах

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);

• Устав МАДОУ № 272 (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);

• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.

• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272

Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, предметный мир, естественных представлений о явлениях живой и неживой природы.

ЦЕЛЬ:

-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности дошкольников;

-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

-воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе

ЗАДАЧИ:

• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

• Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик, овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник, с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

• Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь, подкармливать их зимой.

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

• Развивать умение детей замечать изменения в природе.

• Рассказывать детям об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения.

Осень

• Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе : похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

• Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.

Зима

• Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

• Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.

• Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

• Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

Весна

• Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето

• Расширять представления детей о летних изменениях в природе : голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

• В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Принципы: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Объем реализации программы : 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

• дидактические игры;

• проектно-исследовательская деятельность;

• эксперименты;

Контингент воспитанников:

Всего детей по списку : 38 человек.

Пол: 16 мальчиков, 22 девочки.

Дата комплектования группы: 1 сентября 2017 года.

Условия реализации программы :

Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности : объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространственного предъявления детских продуктов :

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей : творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

1. Самостоятельная деятельность детей;

2. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.

3. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

4. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Развитие познавательных интересов детей, формирование представлений об объектах природы.

К концу года дети должны:

• Проявлять познавательный интерес к окружающей природе.

• Предъявлять вопросы разной степени сложности.

• Самостоятельно обследовать предметы; сравнивать один объект с другим.

• Иметь элементарное понятие о том или ином объекте природы.

2. Учебно-тематический план

(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272

на 2019-2020 учебный год

Дата № Вид и тема Кол-во часов Примечание

СЕНТЯБРЬ

05.09.2019 1 Что нам осень принесла? 1

19.09.2019 2

У медведя во бору грибы, ягоды беру… 1

ОКТЯБРЬ

03.10.2019

3

Прохождение экологической тропы 1

17.10.2019 4 Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)

1

31.10.2019 5 Осенние посиделки 1

НОЯБРЬ

14.11.2019 6

Скоро зима!

Беседа о жизни диких животных в лесу 1

28.11.2019 7

Скоро зима!

(закрепление темы)

1

ДЕКАБРЬ

12.12.2019 8

Дежурство в уголке природы

1

ЯНВАРЬ

09.01.2020 9 Стайка снегирей на ветках рябины 1

23.01.2020 10 В гости к Деду Природоведу 1

ФЕВРАЛЬ

06.02.2020 11 Рассматривание кролика 1

20.02.2020 12 Посадка лука 1

МАРТ

05.03.2019 13 Мир комнатных растений 1

19.03.2020 14 В гости к хозяйке луга 1

АПРЕЛЬ

02.04.2020 15 Поможем Незнайке вылепить посуду 1

16.04.2020 16 Экологическая тропа весной 1

30.04.2020 17 Диагностические задания1-4 1

МАЙ

14.05.2020 18 Диагностические задания1-4 1

Итого: 18 18

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка - Синтез, 2015г.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М: Мозаика – Синтез, 2015 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия с детьми 3–4 лет в детском саду на тему «Ознакомление со сказкой «Кошкин дом» Конспект занятия с детьми 3-4 лет в детском саду на тему «Ознакомление со сказкой Кошкин дом» Цели: воспитывать любовь к русскому народному.

ООД по ознакомлению с природой в детском саду детей 4–5 лет «Мир комнатных растений» Программное содержание Цель: Расширять представления о комнатных растениях детей 4 – 5 лет. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Опыт работы. Ознакомление с природой родного края как один из способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного роста, когда закладывается фундамент психического развития. Именно в этот.

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой в детском саду Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой в детском саду. Тема «Опыты и эксперименты с водой. Вода и ее свойства».

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка Оглавление: Введение 2 Основная часть 4 Формы организации педагогического процесса 5 Организация развивающей предметно-пространственной.

Ознакомление детей с природой через метод наблюдения с использованием наглядного пособия  «Дерево «Времена года» Ознакомление детей с природой через метод наблюдения с использованием наглядного пособия - дерево «Времена года» Составили и выполнили:.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа партнерского взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду Актуальность Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение.

Рабочая программа «Дагестанские народные сказки в Детском саду» Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Проанализировав результаты.

Рабочая программа для детей от 1,5 до 3 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок» Рассмотрено на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой для детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 14:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД