Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка

Cветлана Cухова
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка

Оглавление:

Введение 2

Основная часть 4

Формы организации педагогического процесса 5

Организация развивающей предметно-пространственной среды 6

Современная технология познавательного развития дошкольников «Квест-игра» 8

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение. Сценарий игры-квест 13

Введение

Актуальность. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности и нравственных чувств. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к Родине. Духовно-нравственное воспитание в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Результатом духовно-нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. Природа нашего края разнообразна и уникальна, и важно не только познакомить с ней детей, но и научить их любоваться, размышлять, проявлять заботу.

Цель данной проектной работы: выявление условий формирования у детей представлений о природе родного края, через нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Задача: проанализировать формы организации работы педагогического процесса и развивающую предметно-пространственную среду в ДОО

Гипотеза данного проекта, состоит в том, что правильно организованный образовательный процесс ознакомления детей с природой родного края способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Над проблемой приобщения ребёнка к культуре своего народа, воспитания гордости за землю, на которой живешь, работали многие ученые:

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем нравственных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. [10]

Наш современник, академик Д. С. Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т. к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. [13]

Основная часть

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнить их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.

Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, мы ставим перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему родного края;

- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Воскресенского района;

- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному краю, стране;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;

- познакомить с достопримечательностями малой родины;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

Формы организации педагогического процесса

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, в рамках нравственного воспитания, предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания

• во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер, городской парк, лесополоса) решаются при этом задачи «Физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников

• любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли, а еще мы считаем, что занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи «Речевого развития»

• Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка по городскому парку» и т. д. при этом решаются задачи «Художественно – эстетического развития».

При организации работы по нравственному воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.

Через экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов формируются представление о растениях, животных, насекомых нашей местности. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для ознакомления дошкольников с родной природой в детском саду необходимо создать соответствующую развивающую предметную-пространственную среду:

«Экологические уголки», в которых представлена справочная литература о природе, обитателях родного края, карта региона; подобран иллюстративный фотоматериал, видео и аудиоматериалы;

• В ходе ознакомления дошкольников с природой используется опытно-экспериментальная деятельность, которая проводится в специально организованных условиях – мини лабораториях, в которой собраны и представлены образцы полезных ископаемых для детского экспериментирования. Ребенку в доступной форме можно объяснить цель опыта: педагог обеспечивает активность каждого ребенка во время опыта, поддерживает интерес детей фиксацией его результатов в виде рисунков, моделей и прочее.

• костюмы, маски, атрибуты для театрализованных инсценировок экологических сказок;

• другим условием успешной организации работы по ознакомлению с природой родного края дошкольников, является наличие правильно спланированного и хорошо оборудованного участка детского сада. Территория, засаженная различными породами деревьев и кустарников, позволяющая знакомить дошкольников с разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных наблюдений в любое время года. Участок должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям: иметь определенный размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и сада, привлечение на участок птиц.

Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Занимаясь воспитанием любви к своим родным и семье, мы привлекаем родителей. Каждая семья может принять участие в изготовлении герба семьи. Как приятно слышать из уст ребёнка «Это мы вместе нарисовали!». В группе можно оформить альбом «Моя семья – моё богатство». Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, кого видит перед собой малыш, и кто вызывает его отклик в душе. А кто, как не мама вызовет самый верный, нежный, добрый отклик. Поэтому совместно с музыкальным руководителем можно провести праздник, посвященный Дню Матери. А. М. Горький сказал: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери». Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, могут оказать родители. Мы считаем, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т. к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей. Родители могут помочь организовать и проводить экскурсии, принять активное участие в пополнении экспозиций мини-музеев. Подключая семьи к совместному ознакомлению детей с родным городом, родителям можно предложить экскурсию выходного дня «Путешествие по родным местам». Это своего рода домашнее задание, где дети и родители наблюдают, а затем рассказывают всем ребятам, что видели на экскурсии. После таких экскурсий дети приходят в детский сад возбужденными, каждый старается рассказать об увиденном как можно больше.

Современная технология познавательного развития дошкольников «Квест-игра»

Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, в том числе и в группе младшего дошкольного возраста, может быть квест – игра. «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие). При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест-игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Заключение

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: что процесс ознакомления детей с природой родного края способствует нравственному воспитанию дошкольников. Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и выдвигает такие наиболее важные задачи, как формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданской ответственности, любви к малой и большой Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.

Очень важно воспитать у каждого маленького гражданина Воскресенского района, интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах т. к. ознакомление с малой Родиной, является действенным методом нравственного воспитания, в ходе которого каждый воспитанник проникается славой родных мест, чувствует себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М.: ЦГЛ, 2004г.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

3. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества детей

4. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

5. Николаева С. Н «Юный эколог» Изд. М. - «Мозаика-синтез» 2011

6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 2003.

7. Николаева С. Н. Метод. пособие к программе «Зеленая тропинка». М. ,2013

8. Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.

9. Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6)

10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000

11. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005

12. «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. 2010г.

13. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

14. Петрова, И. В. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, М, 2008 г.

15. Программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Консультация «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» ХМАО –Югра город Радужный Составила и провела.

Памятка для родителей «Знакомим детей с природой родного края» Памятка для родителей Знакомим детей с природой родного края "Природа родная, в тебе растворяюсь, Краски и звуки жадно ловлю, Перед красою.

Презентация педагогического проекта «Ознакомление детей раннего возраста с народным творчеством родного края» Актуальности проекта. Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский ещё в XIX веке писал, что западный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Цветы
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка
Опубликовано: 17 августа 2019 в 17:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

НОД по пожарной безопасности: Лепка «Дрова для костра»
Цель: Развивать у детей навыки лепки из пластилина. Задачи. Художественное творчество: продолжать учить детей лепить из пластилина, используя разные приемы...
Мастер-класс «Дидактическая игрушка Зайчиха»
Мастер-класс "Дидактическая игрушка Зайчиха" предназначен для педагогов или родителей хоть немного владеющих крючком. У Зайчихи широкая юбка, под которую...
Мастер-класс с использованием бросового материала «Волшебный фонарик для гномика»
Дети очень любят сказки и волшебные истории. Особенно им нравятся маленькие сказочные человечки - гномы. Поздняя осень -время гномов и волшебных фонариков! В...