Лучший педагог года

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка

Cветлана Cухова
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка

Оглавление:

Введение 2

Основная часть 4

Формы организации педагогического процесса 5

Организация развивающей предметно-пространственной среды 6

Современная технология познавательного развития дошкольников «Квест-игра» 8

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение. Сценарий игры-квест 13

Введение

Актуальность. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности и нравственных чувств. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к Родине. Духовно-нравственное воспитание в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Результатом духовно-нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. Природа нашего края разнообразна и уникальна, и важно не только познакомить с ней детей, но и научить их любоваться, размышлять, проявлять заботу.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка» размещена в разделах

Цель данной проектной работы: выявление условий формирования у детей представлений о природе родного края, через нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Задача: проанализировать формы организации работы педагогического процесса и развивающую предметно-пространственную среду в ДОО

Гипотеза данного проекта, состоит в том, что правильно организованный образовательный процесс ознакомления детей с природой родного края способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Над проблемой приобщения ребёнка к культуре своего народа, воспитания гордости за землю, на которой живешь, работали многие ученые:

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем нравственных чувств : доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. [10]

Наш современник, академик Д. С. Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т. к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. [13]

Основная часть

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнить их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.

Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, мы ставим перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему родного края;

- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Воскресенского района;

- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному краю, стране;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;

- познакомить с достопримечательностями малой родины;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

Формы организации педагогического процесса

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края, в рамках нравственного воспитания, предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся с учетом интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие» – здесь решаются задачи не только нравственного, но и трудового воспитания

• во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это может быть ближайший к детскому саду сквер, городской парк, лесополоса) решаются при этом задачи «Физического развития дошкольников», обеспечивается необходимая познавательная и двигательная активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников

• любое занятие по ознакомлению с природой проводится в виде беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои предположения, мысли, а еще мы считаем, что занятие будет более интересным, если в него будут включено художественное слово – это могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это помогает нам решать задачи «Речевого развития»

• Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в рисунки, аппликацию, например «Золотая Осень», «Прогулка по городскому парку» и т. д. при этом решаются задачи «Художественно – эстетического развития».

При организации работы по нравственному воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою малую Родину и привязанности к ней.

Через экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов формируются представление о растениях, животных, насекомых нашей местности. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для ознакомления дошкольников с родной природой в детском саду необходимо создать соответствующую развивающую предметную-пространственную среду:

«Экологические уголки», в которых представлена справочная литература о природе, обитателях родного края, карта региона; подобран иллюстративный фотоматериал, видео и аудиоматериалы;

• В ходе ознакомления дошкольников с природой используется опытно-экспериментальная деятельность, которая проводится в специально организованных условиях – мини лабораториях, в которой собраны и представлены образцы полезных ископаемых для детского экспериментирования. Ребенку в доступной форме можно объяснить цель опыта: педагог обеспечивает активность каждого ребенка во время опыта, поддерживает интерес детей фиксацией его результатов в виде рисунков, моделей и прочее.

• костюмы, маски, атрибуты для театрализованных инсценировок экологических сказок;

• другим условием успешной организации работы по ознакомлению с природой родного края дошкольников, является наличие правильно спланированного и хорошо оборудованного участка детского сада. Территория, засаженная различными породами деревьев и кустарников, позволяющая знакомить дошкольников с разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных наблюдений в любое время года. Участок должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям: иметь определенный размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и сада, привлечение на участок птиц.

Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Занимаясь воспитанием любви к своим родным и семье, мы привлекаем родителей. Каждая семья может принять участие в изготовлении герба семьи. Как приятно слышать из уст ребёнка «Это мы вместе нарисовали!». В группе можно оформить альбом «Моя семья – моё богатство». Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, кого видит перед собой малыш, и кто вызывает его отклик в душе. А кто, как не мама вызовет самый верный, нежный, добрый отклик. Поэтому совместно с музыкальным руководителем можно провести праздник, посвященный Дню Матери. А. М. Горький сказал: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери». Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, могут оказать родители. Мы считаем, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т. к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей. Родители могут помочь организовать и проводить экскурсии, принять активное участие в пополнении экспозиций мини-музеев. Подключая семьи к совместному ознакомлению детей с родным городом, родителям можно предложить экскурсию выходного дня «Путешествие по родным местам». Это своего рода домашнее задание, где дети и родители наблюдают, а затем рассказывают всем ребятам, что видели на экскурсии. После таких экскурсий дети приходят в детский сад возбужденными, каждый старается рассказать об увиденном как можно больше.

Современная технология познавательного развития дошкольников «Квест-игра»

Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, в том числе и в группе младшего дошкольного возраста, может быть квест – игра. «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие). При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест-игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Заключение

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: что процесс ознакомления детей с природой родного края способствует нравственному воспитанию дошкольников. Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и выдвигает такие наиболее важные задачи, как формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданской ответственности, любви к малой и большой Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.

Очень важно воспитать у каждого маленького гражданина Воскресенского района, интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах т. к. ознакомление с малой Родиной, является действенным методом нравственного воспитания, в ходе которого каждый воспитанник проникается славой родных мест, чувствует себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М. : ЦГЛ, 2004г.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М. : Высшая школа, 1999.

3. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества детей

4. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

5. Николаева С. Н «Юный эколог» Изд. М. - «Мозаика-синтез» 2011

6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М. : «Новая школа», 2003.

7. Николаева С. Н. Метод. пособие к программе «Зеленая тропинка». М. ,2013

8. Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.

9. Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6)

10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000

11. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М. : Карапуз, 2005

12. «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. 2010г.

13. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

14. Петрова, И. В. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, М, 2008 г.

15. Программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Консультация «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» ХМАО –Югра город Радужный Составила и провела.

Памятка для родителей «Знакомим детей с природой родного края» Памятка для родителей Знакомим детей с природой родного края "Природа родная, в тебе растворяюсь, Краски и звуки жадно ловлю, Перед красою.

Презентация педагогического проекта «Ознакомление детей раннего возраста с народным творчеством родного края» Актуальности проекта. Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский ещё в XIX веке писал, что западный.

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края в старшей группе Представление опыта работы воспитателя старшей группы «А» Туккаевой Заремы Казбековны по теме: «Экологическое воспитание дошкольников.

Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ старшего дошкольного возраста ПОД ВЛИЯНИЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: Перед современной школой стоит задача.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие нравственного воспитания детей дошкольного возраста ГОЛЫНСКАЯ Ольга Сергеевна, воспитатель структурного подразделения МБОУ «Изыхская СШ» детский сад «Колобок» ДУБРОВСКАЯ Ирина Владимировна,.

Экологическое воспитание через ознакомление с природой родного края Работу по экологическому воспитанию строю на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Основной целью этой работы является начало.

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка
Опубликовано: 17 августа 2019 в 17:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД