Папки-передвижки

Рабочая программа по логоритмике в ДОУ

Наталья Беляева
Рабочая программа по логоритмике в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад № 104 комбинированного вида»

Принято «УТВЕРЖДАЮ»

Решением педагогического Заведующая МАДОУ

совета «Детский сад № 104»

Протокол № 6 от 28.08.2018 ___Р. А. Киселева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Ритмическое эхо»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Учитель-логопед

Беляева Н. А.

г. Саранск, 2018-2019 уч. год

Публикация «Рабочая программа по логоритмике в ДОУ» размещена в разделах

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3-4

2. Пояснительная записка 5-12

3. Учебно-тематический план 13-14

4. Содержание изучаемого курса 15

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 16-18

6. Список литературы 19

7 Приложения 20

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы «Ритмическое эхо»

Руководитель программы Беляева Наталья Анатольевна, высшая категория

Организация-исполнитель МАДОУ «Детский сад № 104»

Адрес организации

исполнителя 430034, г. Саранск, ул. Коваленко, д. 10а

Цель программы Формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуниактивных способностей.

Направленность программы Музыкальная-речевая-двигательная

Срок реализации программы 1 год

Вид программы

Уровень реализации программы Адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы 1. Ритмично и выразительно уметь двигаться в соответствии с характером музыки, её жанром.

2. Уметь двигаться под музыку легко, пластично.

3. Владеть достаточным для своего возраста объёмом движений.

4. Петь естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно.

5. Петь с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением.

6. Брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

2 Новизна и актуальность.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы. Имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

3. Отличительные особенности программы.

Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы (приложение «Учебно - тематический план»). Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуниактивных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх.

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

4. Педагогическая целесообразность программы.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

5. Цель программы – Формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуниактивных способностей.

6. Задачи программы :

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Средний возраст

Музыкально-ритмические упражнения и игры.

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3. Стимулировать движения нижней челюсти.

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.

7. Укреплять мышцы шеи.

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9. Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика.

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения.

1. Укреплять гортань.

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах.

1. Развивать чувство ритма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы.

1. Развивать динамическую сторону общения.

2. Развивать эмоциональность.

3. Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 66. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности : футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Средняя группа

1. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром.

2. Отражает особенности музыкальной речи в движении.

3. Умеет двигаться под музыку легко, пластично.

4. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.

5. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно.

6. Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением.

7. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами.

8. Умеет подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.

Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников

1. Вводная диагностика – сентябрь.

2. Итоговая диагностика – май.

Тесты для проведения диагностического обследования

Обследование музыкальных способностей.

1. Выявление качества певческих умений:

Средняя группа – исполнить хорошо знакомую песню в сопровождении фо-но.

2. Выявление качества музыкально-ритмических движений:

а) выполнение элементов танца:

Средняя группа – исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному.

б) выявление качества приё мов игры на детских инструментах:

Средняя группа – подыграть на ложках, погремушках, барабане.

3. Выявление уровня ритмического слуха:

Средняя группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).

4. Выявление уровня звуковысотного слуха:

Средняя группа – определить высокий и низкий звуки в пределах сексты – “до”-“ля”.

Обследование неречевых психических функций.

1. Обследование слухового восприятия:

- дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;

- определение направления звука;

- восприятие и воспроизведение ритма.

2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-образного мышления:

- ориентировка в пространстве;

ориентировка в схеме собственного тела.

Обследование состояния моторной сферы.

1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений).

2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок).

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены) :

- движения нижней челюсти;

- движения губ;

движения языка.

Обследование состояния экспрессивной речи.

1. Состояние дыхательной и голосовой функций:

- объём дыхания;

- продолжительность речевого выдоха;

- сила голоса;

- модуляция голоса.

2. Особенности динамической стороны речи:

- темп;

- ритм;

- паузация;

- употребление основных видов интонации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (средняя группа)

п/п Наименование

разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во занятий мин.

1 Диагностика (сентябрь) 1 25мин 25 мин

2 Дудочка 2 50 мин 20 мин 30 мин

3 Чудесное яблоко 2 50 мин 20 мин 30 мин

4 Зайка-огородник

(октябрь) 2 50 мин 20 мин 30 мин

5 Прогулка по осеннему лесу 2 50 мин 20 мин 30 мин

6 Колобок-колючий ёж» 2 50 мин 20 мин 30 мин

7 В гостях у лесных гномов 2 50 мин 20 мин 30мин

8 Почему медведь зимой спит

(ноябрь) 2 50 мин 20 мин 30мин

9 Приближается зима 2 50 мин 20 мин 30 мин

10 Городок игрушек 2 50 мин 20 мин 30 мин

11 Поиграем в поезд 2 50 мин 20 мин 30 мин

12 Зимовье зверей

(декабрь) 2 50 мин 20 мин 30 мин

13 Снежная баба 2 50 мин 20 мин 30 мин

14 Два мороза 2 50 мин 20 мин 30 мин

15 Новогодний поезд

(январь) 2 50 мин 20 мин 30 мин

16 Зимняя царица 2 50 мин 20 мин 30мин

17 Кошкин дом 2 50 мин 20 мин 30 мин

18 У кошки новоселье 2 50 мин 20 мин 30 мин

19 Мы строители

(февраль) 2 50 мин 20 мин 30 мин

20 Строим дом 2 50 мин 20 мин 30 мин

21 Крокодил Гена идет в армию 2 50 мин 20 мин 30 мин

22 Сказка о глупом мышонке 2 50 мин 20 мин 30 мин

23 Сказка об умном мышонке

(март) 2 50 мин 20 мин 30 мин

24 Пироги пекла лиса 2 50 мин 20 мин 30 мин

25 Веселые музыканты 2 50 мин 20 мин 30 мин

26 Кто где живет 2 50 мин 20 мин 30 мин

27 Зайкин день

(апрель) 2 50 мин 20 мин 30 мин

28 Будем космонавтами 2 50 мин 20 мин 30 мин

29 На лесном перекрестке 2 50 мин 20 мин 30 мин

30 Птицы 2 50 мин 20 мин 30 мин

31 Два клена

(май) 2 50 мин 20 мин 30 мин

32 У бабушки в деревни 2 50 мин 20 мин 30 мин

33 Времена года. Лето 2 50 мин 20 мин 30 мин

34 Диагностика 1 25 мин 25 мин

Итого: 66 занятий

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

1. Познание: занятия, наблюдения, беседы, игры.

2. Социализация: используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются различные танцы.

3. Художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).

4. Музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

5. Физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.

6. Коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон.

На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.

Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Кружок рекомендуется проводить во второй половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий 20-25 минут. Тема кружка берется на 1 -2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных психо - физиологических особенностей детей. Кружок проводится два раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа, (в т. ч. количество часов для проведения занятий, мониторинга) составляет 32 часа в год.

Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок проводится логопедом. По желанию возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях. Но и на занятиях по рисованию. Конструированию, аппликации, развитию речи. В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.

Кружок по логоритмике хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Использование наглядного материала:

1. Иллюстрации и репродукции.

2. Дидактический материал.

3. Игровые атрибуты.

4. Музыкальные инструменты.

5. Аудио - видеоматериалы.

6. Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

7. Коврики для проведения релаксации.

8. Техническое оснащение занятий.

Формы работы : кружок проводится в музыкальном зале вторую половину дня.

Приложения к программе :

План работы кружка.

1. Учебники «Логоритмика в детском саду» для средней группы.

2. Конспекты занятий по логоритмике для средней группы.

3. Музыкальный материал для распевок, песен, попевок, подвижных музыкальных игр.

4. Аудиоматериалы для проведения кружковых занятий.

5. Форма и методика проведения диагностирования детей, посещающих логоритмический кружок.

6. Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.

Приложение 3

Используемая литература.

1. Нищева Н. В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС

2. Зацепина М. Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М. : Мозаика-Синтез

3. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера

4. Сергиенко Г. Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.

5. Картушина М. Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет”- М. : ТЦ Сфера

6. Картушина М. Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М. : ТЦ Сфера

7. Картушина М. Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет”- М. : ТЦ Сфера

8. Волкова Г. А. “Логопедическая ритмика”

9. Лапшина А. Е. “Логоритмика : диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации) ” – Красноярск

Публикации по теме:

Рабочая программа по конструированию. 3 часть 3.3 Мониторинг Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей II младшей группы Воспитатель: Дата: № Фамилия, имя ребёнка.

Рабочая программа «Азбука безопасности» Пояснительная записка Программа разработана на основании проекта для детей с умеренной умственной отсталостью "Азбука безопасности" авторы.

Рабочая программа (младшая группа) СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел …. 1.1Пояснительная записка…. 1.2Возрастные особенности детей.

Рабочая программа по конструированию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №35 «Алые паруса» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ№ 35 ___/ Н. В.

Рабочая программа по Куражевой .

Рабочая программа по логоритмике Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №116 комбинированного вида».

Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа «Рост» Рабочая программа внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение,самооценка,творчество» на 2018-2019 учебный год Составитель: руководитель.

Рабочая программа воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175 Рабочая программа подготовительной группы № 7 «Пчёлки».

Рабочая программа воспитателя старшей группы ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 31» ПРИНЯТО Советом педагогов Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по логоритмике в ДОУ
Опубликовано: 12 марта 2019 в 18:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по логоритмике в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беляева (УИ 614618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД