Лучший педагог года

Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Елена Чаус
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Рабочая программа подготовительной к школе группы №17 компенсирующей направленности разработана в соответствии с ООП МДОУ №12 на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15) и с учетом образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой)

Публикация «Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

1.1. Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

1.2. Задачи программы

• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;

• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• Вариативность использования образовательного материала;

• Уважительное отношение к результатам детского творчества;

• Единство подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ и семьи;

• Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа базируется на следующих принципах:

• принцип развивающего образования;

• принцип научной обоснованности и практической применимости;

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям;

• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.4. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

Дети подготовительной к школе группы в сюжетно-ролевых играх начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется.

Дети осваивают конструирование из строительного материала.

Свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Усложняется конструирование из природного материала.

Продолжают развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения. Внимание становится произвольным.

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОНР

Для детей 6-7 лет (с ОНР) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных членов предложения. Частым нарушением связной речи являются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий. Недостаточный уровень сформированности лексических средств особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматической речи у детей часто отмечаются ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, имеют место нарушения в согласовании числительных с существительными. Испытывают трудности при составлении слов из последовательно названных звуков и в определении количества звуков в слове. Часть детей затрудняются в определении количества слогов в слове. У детей наблюдается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, смешение звуков.

2. Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, что проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития.

II. Содержательный раздел

1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей группы №17

Содержание психолого-педагогической работы дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели и задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Основные цели и задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

Основные цели и задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы с детьми.

2. Региональный компонент перспективного планирования (парциальные программы)

Используются парциальные программы :

• Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников;

• Н. В. Рычажкова и др. Родной город. Программа патриотического воспитания дошкольников.

Мы живем в России.

Предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и используется как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта.

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности.

Родная страна. При организации ООД этого блока дети получают географические сведения о территории России, расширяют представление о значении государственных символов России.

Родная природа. При ознакомлении с родной природой дети получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

Родная культура. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Перспективное планирование работы с детьми

Родной город

Программа патриотического воспитания дошкольников

Цель программы : дать знания о родном городе Электростали как о малой Родине.

Задачи:

• воспитание у дошкольников любви к родному городу;

• воспитание любви и уважения к природе родного края;

• формирование элементарных представлений об истории города;

• воспитание бережного отношения к достопримечательностям родного города, края;

• расширение знаний дошкольников о профессиях горожан;

• воспитание уважения к труду взрослых, бережного отношения к результатам их труда, желания помочь взрослым в поддержании порядка, чистоты в доме, на улицах города;

• овладение детьми элементарными сведениями о выдающихся людях города, его защитниках, о развитии культуры и спорта.

Построение плана-программы :

Проведение педагогической деятельности ведется в 3-х направлениях :

- специально организованное обучение в форме занятий с детьми. Одно занятие в месяц. Темы занятий определены в тематическом планировании. Материал, распределенный понедельно, усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей;

- совместная деятельность взрослого с детьми. Проведение целевых прогулок, наблюдений, бесед, чтение художественной литературы, игры, работа с родителями;

- самостоятельная деятельность детей. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование; ознакомление с литературой, иллюстрациями, фотоматериалом в книжном уголке.

Такое построение программы обеспечит системный подход к краеведческому образованию детей, сформирует осознанное отношение к своему городу, родному краю. Содержание работы носит вариативный характер и предусматривает творческий подход педагога в практической деятельности.

Планирование различных видов деятельности по ознакомлению с городом в подготовительной группе.

3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности;

• развитие детских способностей (в свободной игровой, познавательной, проектной и др. деятельности);

• создание условий для самовыражения средствами искусства;

• создание условий для физического развития.

3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников группы №17

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе, городе, области;

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей:

• взаимопознание и взаимоинформирование;

• непрерывное образование воспитывающих взрослых;

• совместная деятельность педагогов, родителей, детей;

• пособия для занятий с ребенком дома.

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников группы №17 на 2017-2018уч. г.

4. Коррекционная работа

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности, во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов.

Задачи:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи:

• формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

4.1. Система коррекционно-развивающей работы

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Основными задачами этих занятий являются:

1. Овладение фонетической системой языка.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие анализа и синтеза звукового состава речи.

4. Усвоение некоторых элементов грамоты и графомоторных навыков.

5. Расширение лексического запаса.

6. Воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.

7. Полноценная интеграция дошкольников с ОНР в среду нормально развивающихся сверстников.

Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.

Речевое развитие осуществляется по следующим направлениям :

I. Смысловая сторона речи

II. Звуковая сторона речи

III. Обучение элементам грамоты

IV. Развитие высших психических функций

V. Развитие общей и мелкой моторики

Длительность коррекционного периода для детей третьего уровня ОНР составляет 2 года. Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период: сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период: декабрь, январь, февраль, март;

III период: апрель, май.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации. 2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.

Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю во вторую половину дня. Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.

Режим дня и расписание занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным врачом РФ (максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей в старшей группе – 15, в подготовительной группе – 17 занятий; максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах не превышает 3-х; перерывы между занятиями не менее 10 минут).

III. Организационный раздел

1. Распорядок дня детей подготовительной к школе

группы №17 компенсирующей направленности

Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Распорядок дня в детском саду организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. Распорядок дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной к школе группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5-6 часов. Группа функционирует в режиме 10-ти часового рабочего дня при 5-ти дневной рабочей неделе.

2. Культурно-досуговая деятельность

Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности.

Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках.

Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможности для проведения опытов и наблюдений. Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.

Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время.

Перечень развлечений и праздников.

3. Условия реализации программы

3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда группы №17 :

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Организация самостоятельно определяет средства обучения; соответствующие материалы; игровое, спортивное, оздоровительное оборудование: инвентарь, необходимые для реализации программы.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность. Задачи: Образовательные: Закрепить произношение.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Перелет птиц» Тема: "Перелет птиц" Образовательные задачи: Продолжать формировать умение составлять математические выражения с математическими знаками.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля — наш общий дом» Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «Земля – наш общий дом» Задачи: коррекционно.

НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию речи «Путешествие в космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4–5 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Рабочая программа кружка «Числавики» для детей подготовительной к школе группе на 2017–2018 год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Пчелка» станицы Пшехской Муниципальное.

Рабочая программа подготовительной к школе группы «Формирование у детей представлений о безопасности жизнедеятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное Учреждение Архиповский детский сад «Жемчужинка». Рабочая программа подготовительной.

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании следующих документов: - Федерального закона РФ от 29.12.2012.

Родительское собрание с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности Родительское собрание " Современные проблемы готовности к школе" Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих.

«Путешествие по временам года». Сценарий мероприятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности«Путешествие по временам года». Сценарий мероприятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тип занятия – интегрированное, контрольно – учётное. Вид занятия – итоговое. Тема: «Путешествие по временам года» Цель: создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 15:01
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД