Ольга Власова
Рабочая программа Студии «Мастерилка» (бумагопластика) младшей группы №1 на 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа Студии «Мастерилка» (бумагопластика)
младшей группы №1
на 2016 -2017 учебный год
Содержание
1. Целевой раздел программы :
1.1. Пояснительная записка….3
1.2. Основания разработки программы…. 4
1.3. Цель и задачи реализации программы…5
1.4. Принципы и подходы к формированию программы. ….5
Публикация «Рабочая программа Студии „Мастерилка“ (бумагопластика) младшей группы №1 на 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.5. Предполагаемые результаты реализации программы…. …. 6
2. Содержательный раздел программы :
2.1. Календарно – тематическое планирование….…. 7
2.2. Формы, методы и средства реализации программы….…8
2.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников….….9
3. Организационный раздел программы :
3.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности…11
3.2. Материально – техническое обеспечение….…. 11
3.3. Особенности организации РППС…. 12
3.4. Методическое обеспечение…. 12
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Данная рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности с детьми младшей группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, 2014г. и полностью соответствует ФГОС.
1.2. Основания разработки программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Уставом Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
1.3. Цель и задачи реализации программы
Цель программы : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
• формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия студии проводятся 1 раз в две недели длительностью 15 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
1.5. Предполагаемые результаты реализации программы.
Решение задач данной программы поможет детям :
- овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»;
- разрывать и сминать бумагу;
- согласовывать свои усилия и действия;
- передавать образ предмета, явления окружающего мира;
- освоению навыков работы с клеем;
- самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарно - тематическое планирование
Тема Задачи
Сентябрь
«Осенние листочки» Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
«Яблоки в корзине» Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.
Октябрь
«Виноград»
Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
«Ветка рябины»
(коллективная работа).
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
Ноябрь
«Дождик, дождик – кап, кап, кап»
Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа
«Петушок-золотой гребешок»
(коллективная работа)
Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).
Декабрь
«Зайка беленький сидит»
(коллективная работа)
Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения
«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки»
Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.
Январь
«На полянку на лужок тихо падает снежок»
(коллективная работа)
Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.
«Мы слепили снеговика» (коллективная работа)
Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.
Февраль
«Весёлый клоун»
Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.
«Летят самолёты»
(коллективная работа) Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату
Март
«Цветы в подарок маме»
(коллективная работа)
Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.
«Покормим птичек» Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Апрель
«Белые кораблики»
(коллективная работа)
Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой
«Смотрит солнышко в окошко» Продолжать учить детей работать в смешанной технике : бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.
Май
«Праздничный салют»
(коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
«Божья коровка-
полети на небко» Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.
2.2. Формы, методы и средства реализации программы
Формы работы :
• индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
• коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Формы подведения итогов реализации работы по данной теме
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ дошкольников : в детском саду.
• Участие в выставках детского прикладного творчества.
Методы работы : Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
• индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации программы деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
* активизация и индивидуализация обучения;
* игры и игровые ситуации;
* творческие работы и т. д.
2.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной
деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:
- Мастер – классы по данной теме;
- Консультации в уголке для родителей: «Моторика и её роль в развитии ребёнка», «Развиваем интерес к работе с Бумагой», «Поделки из бумаги»;
- Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок (работа удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии);
- Организация выставок, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности.
В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами творческое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную деятельность самих детей.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации детей дошкольного возраста. Это и занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений творчества, сюжетно - игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, наблюдение).
Самостоятельная деятельность – одна из основных моделей организации детей дошкольного возраста. Особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создана специальная предметно – развивающая среда, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстникам или действовать индивидуально. Используются специальные приемы руководства самостоятельной деятельностью.
3.2. Материально - техническое обеспечении
Для занятий в студии необходимо иметь :
Инструменты:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (клей ПВА,
- салфетки белые и цветные.
Оборудование:
- столы,
- стулья,
- мольберт
- плакаты
- образцы объектов труда
- салфетки,
- клеенка.
3.3. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
Предметно - развивающая среда студии и группы способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Используются игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки, лепку с природным материалом, различные виды аппликации и т. д.
Для детского творчества в студии и в группе отведено хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым творческим материалом. В распоряжении детей бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, инструменты, клей, иллюстративный материал. Есть место для небольшой выставки с образцами прикладного творчества. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Наше творчество", к которому имеется свободный доступ. Организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются красивые работы профессионалов, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
3. 4. Методическое обеспечение
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
• Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2010.
• Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
• Делаем 50 поделок из бумаги/ Худ. обл. М. В. Драко. – Мн. : ООО «Попурри», 2001. – 56 с. : ил.
• Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М : Стрекоза,2010.
• Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс, 2009 г.
• НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
• Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду / И. В. Новикова; худож. М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96 с. : ил. – ( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
• Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки/ А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – М. : АСТ, Мн. : ООО «Харвест», 2008. – 96 с. : ил.
• Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. ( Серия: «Вместе учимся, играем»).
• Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
• Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И. : Мир книги, 2008. – 96
• Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис - Пресс, 2007г.