МААМ-картинки

Рабочая программа творческого объединения «Мастерилка» (1 фото)

татьяна доронина
Рабочая программа творческого объединения «Мастерилка»

Рабочая программа творческого объединения «Мастерилка»

Срок реализации 3 года.

Для детей средней, старшей, подготовительной к школе групп.

Рабочая программа творческого объединения «Мастерилка»

Разработчик :

Воспитатель первой квалификационной категории Доронина Татьяна Геннадьевна

Пояснительная записка.

Публикация «Рабочая программа творческого объединения „Мастерилка“» размещена в разделах

Рабочая программа по дополнительному образованию творческого объединения «Мастерилка», является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами» - М: Педагогическое общество России, 1998, Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» - М, 1995, Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» - М, 1992, Гульянц Э. К, Базик И. Я. «Что можно делать из природного материала?» - М, 1991, «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (конструктор образовательной программы)» под ред. Микляевой Н. В. - М: ТЦ Сфера, 2013 и практики работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Техника работы с бумагой может быть различной: обрезная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного и использованного, так называемого бросового материала, работать с тканью. В процессе работы с тканью, бумагой, природным материалом дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий». (Бертрам Н. Д. Игрушка: ее история и назначение. 1912).

Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и тд.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В тоже время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с разными материалами позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования клеем и кисточкой, приемом соединения деталей и поделок, создание выразительного образа в разных техниках.

Создание поделки помогает развитию воображения детей, то есть способность увидеть в шишке, листе бумаги, ракушке необыкновенный образ, работа с различными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка развиваются в процессе работы с различными материалами.

Материалы для работы.

Наиболее распространенным материалом для работы является бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная и др.). Для создания с детьми аппликационных композиций чаще всего применяют цветную и писчую бумагу. Очень хорошо использовать в таких работах цветные иллюстрации из журналов, обертки от конфет и шоколада. Такая бумага сделает композицию более выразительной, так как можно будет подобрать цвета, более сочетаемые друг с другом. Эти же сорта бумаги можно использовать при создании с детьми поделок в технике «оригами». Для обучения детей работе в технике «бумагопластики» лучше использовать более плотную бумагу – рисовальную и чертежную.

Еще одним интересным материалом являются шишки, желуди, ракушки, листья и другой природный материал. Его лучше собирать с детьми, рассортировать по видам и хранить в соответствии с их особенностями.

Очень интересные образы можно выполнять из бросового материала (упаковочный материал, пластиковые коробки, бутылочки и др.).

Ткань обладает своими эстетическими возможностями, ее необходимо подготовить к работе (накрахмалить, желатинить). Хранить кусочки ткани лучше подобранные по цветам.

Для работы с разными материалами лучше иметь два набора ножниц: один – для работы с бумагой, другой – с тканью.

Цель программы :

Развивать готовность личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи программы :

o Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса;

o Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;

o Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребенка;

o Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного материала;

o Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения

Обучение дошкольников работе с разными материалами целесообразно начинать с детьми пятого года жизни, решая при этом такие задачи:

Обучение детей основным приемам вырезывания из бумаги (резать од-ним или несколькими движениями ножниц, разрезать четырехугольник по диагонали, делать косые срезы, вырезать округлые и овальные формы из квадрата и прямоугольника);

Ознакомление дошкольников с техникой «оригами» (базовая форма «треугольник»);

Оформление созданного изображения более мелкими характерными деталями, чтобы сделать образ более выразительным;

Обучение подбору цветов бумаги, сочетающихся между собой;

Ознакомление дошкольников с различными природными материалами и формирования и них умения видеть в шишках, листьях, веточках сходства с формой некоторых предметов и их частей, учить их простейшим соединениям деталей между собой (приклеивание более мелких деталей для украшения, соединения деталей с помощью пластилина).

В старшей группе (5-6 лет) задачи по работе с различными материалами значительно расширяются:

Закрепление приемов вырезывания, полученных в средней группе, и обучение приемам вырезывания предметов из листа, сложенного вдвое и гармошкой;

Продолжаем знакомить детей с основными приемами техники «орига-ми» (базовые формы «треугольник», «квадрат-основа», «водяная бомбочка»);

Способствовать развитию конструктивных умений;

Обучение приемов различным приемам соединения деталей из природного материала, пользуясь сначала пластилином, а затем клеем, соединяя чешуйки за чешуйки или вклеивая бересту между половинками ореха и т. п. ;

Ознакомление детей с различными тканями и обучение созданию аппликации из них, используя знакомые детям приемы вырезывания из бумаги;

Формирование художественного вкуса и умение подбирать красивые сочетания бумаги, ткани и листьев;

Поощрение желания выполнять желания по-своему, дополняя вырази-тельными деталями.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) следует предоставить детям большую свободу в выборе материала и цветовой гамме создаваемых образов:

Обучение дошкольников использованию различных приемов вырезывания для создания более выразительного образа, ознакомление детей с приемами силуэтного вырезания и техникой мозаики;

Создание разнообразных поделок в технике «оригами» на основе известных детям приемов складывания;

Обучение созданию выразительных образов и формирование художественного вкуса;

Развитие художественно-творческих способностей и детского творчества.

Принципы реализации программы :

1. Принцип взаимосвязи со всей воспитательно - образовательной работой в ДОУ - рассматривается как часть общей педагогической работы;

2. Принцип взаимосвязи обучения и развития – строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей;

3. Принцип связанности детского творчества с жизнью – отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;

4. Принцип интеграции всех видов искусства и художественной деятельности – разностороннее воздействие на ребенка, способствующее пониманию предметов и явлений с разных сторон;

5. Принцип художественно-эстетического отбора материала - определяет стратегию отбора произведений, раскрывает богатство окружающего мира, рождающее чувство гармонии, красоты;

6. Принцип индивидуального подхода в художественно-эстетическом воспитании – выявление индивидуальных различий детей и определении индивидуальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка;

7. Принцип преемственности – в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста;

8. Принцип личностно-ориентированного общения – дети выступают как активные исследователи, а не просто перенимают опыт педагога. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения воспитателя с детьми;

9. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;

10. Принцип последовательности – планирование изучаемого познавательного материала строится от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно;

11. Принцип тематического планирования материала – вся работа по-строена по принципу тематических блоков-циклов, предложенных Т. С. Комаровой

Организация работы с детьми.

Начиная работу по обучению дошкольников созданию поделок из различ-ных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей

Целесообразно перед обучением детей работе с природными материалами, тканью или бумагой провести занятия по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить дошкольникам в одной из частей занятий составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.

Важное место при обучении различным способам преобразования материалов занимает показ способов работы. На первых занятиях воспитатель организует полный показ с подробным объяснением своих действий, впоследствии следует чаще привлекать ребят к показу. Также можно использовать поэлементный показ.

Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делает деятельность детей еще более увлекательной и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Предлагаемые тематические циклы дают возможность создавать с детьми в разных материалах общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, ДОУ, дает возможность объединять в группы для проведения коллективных работ.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, позволяет воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, добиваться красочной композиции.

Формы объединения детей нужно использовать различные – парами (двое детей создают вместе одно изображение, договариваясь о его содержании и средствах исполнения, выполнение каждым ребенком своей поделки, с последующим объединением работ в единую композицию).

В некоторых случаях ребенок последовательно от задания к заданию дополняет работу, в конце концов, создавая целостное панно.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, четко не фиксировано, оно зависит от того, делается ли панно детьми одной возрас-тной группы или разных групп. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно занятие другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с разными материалами.

При проведении анализа работ используются разнообразные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Рассказ воспитателя, объяснение, игровую мотивацию, постановку игро-вых и учебных задач, дети могут слушать, сидя на ковре, а рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг воспитателя. За столами дети сидят только во время работы с клеем и ножницами.

Перед занятием столы расставлены полукругом, лицом к воспитателю. В центре стола – полставка для клея, по краям которой разложены пластиковые лопатки для клея. Перед каждым ребенком лежит большой квадратный лист, вырезанный из обоев «для мазюканья» рисунком вниз. Так дети закрепляют навык намазывания деталей клеем с обратной стороны – на красивой стороне мазать нельзя. На столе перед каждым ребенком стоит баночка с заготовками (или готовыми формами, простым карандашом и бумажной салфеткой.

Рабочая программа по дополнительному образованию творческого объединения «Мастерилка» рассчитана на 3 года (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

o Составление альбома детских работ;

o Проведение выставок детских работ в группе, в ДОУ, на муниципальном уровне;

o Изготовление подарков к праздникам, сюрпризов для младших групп;

o Оформление интерьера ДОУ, группы.

Методы, используемые на занятиях кружка:

Словесные методы с опорой на образы из произведений художественной литературы - беседа, рассказ; наглядные методы - рассматривание иллюстраций, картин, скульптур, используя приемы создания сюрпризного момента и погружения в воображаемую ситуацию. Игровые приемы, драматизация; метод сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения; прием демонстрации детям образца рассказа воспитателя; метод побуждения к сопереживанию; метод приучения, упражнения в практических действиях; поисковые ситуации; творческие задания.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дети :

o Овладеют необходимыми специальными умениями и навыками;

o Научатся использовать бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания;

o Создают сюжетные и декоративные композиции;

o Используют разные материалы и способы создания изображения, композиционные решения, изобразительные материалы;

o Правильно держат ножницы, умеют резать ими по прямой, по диагонали;

o Аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящие из нескольких частей, передавая пропорции;

o Составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур;

o Эмоционально передают художественные образы;

o Используют яркие, сочные тона, передавая настроение или отношение к изображаемому;

o Побуждают партнера к совместной деятельности;

o Принимают живое, заинтересованное участие в работе с различными материалами;

o Стремятся самостоятельно экспериментировать с художественными материалами для получения нового знания, решения проблемы.

Оценка результативности программы.

Для систематической фиксации динамики художественно-эстетического развития, продукты детского творчества могут быть проанализированы по методике Т. С. Комаровой по следующей схеме:

Критерии оценки Ф. И. ребенка

Содержание выполненного изображения (отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или наоборот, бедность содержания)

Передача форм (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или во-все не удалась)

Строение предмета (части предмета рас-положены верно, их местоположение не-много искажено; строение предмета пере-дано неверно)

Передача пропорций предмета в изображении

Композиция (пропорциональность, симметричность, ритмичность, расположение на листе, несколько моментов на одном листе)

Передача движения (статическое, начальный момент изображения движения, передача сложного движения четко и определенно)

Цвет (реальная окраска цвета, преобладают насыщенные или пастельные, бледные или холодные тона)

Материалы, использованные для создания изображения (при самостоятельном выборе)

Уровень самостоятельности выполнения работы

Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания работы (насколько эмоционально относится к заданию, процессу создания работы, готовому продукту своей деятельности)

Творчество (что нового внес ребенок в работу, оригинальность)

Бальная оценка за каждый критерий осуществляется следующим образом:

1 балл – низкий уровень;

2-3 балла – средний уровень;

4-5 баллов – высокий уровень.

В итоге дети, набравшие:

- от 0 до 18 баллов относятся к низкому уровню сформированности нравственно-эстетических представлений и недостаточной откликаемостью на педагогическое воздействие, связанное с художественно-эстетическим воспитанием средствами традиционной культуры;

- от 19 до 37 – к среднему уровню;

- от 38 до 55 – к высокому уровню.

Литература.

1. Афонькин С. Ю, Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. М., 1996.

2. Бертрам Н. Д. Игрушка: ее история и назначение. 1912.

3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988.

4. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, 1992.

5. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. М: Педагогическое общество России, 1998.

6. Гульянц Э. К, Базик И. Я. Что можно делать из природного материала? М, 1991.

7. Гусакова М. А. Аппликация. М., 1987.

8. Доронова ТТ. Н. Дошкольникам об искусстве. М., 2000.

9. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М, 1995.

10. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.

11. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

12. Комарова Т. С. Условия и методика детского творчества. М., 1994.

13. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., 1990.

14. Лиштван З. В. Конструирование. М., 1981.

15. Лыкова И. А. развитие ребенка и изобразительной деятельности. М., 2011.

16. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (конструктор образовательной программы) под под ред. Микляевой Н. В. М: ТЦ Сфера, 2013.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности объединения «Юные исследователи» .

Рабочая программа для детей от 1,5 до 3 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок» Рассмотрено на.

Рабочая программа «ИЗО аппликация» Рабочая программа по реализации курса «ИЗО аппликация». Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.

Рабочая программа «Оригами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» «Карамелька» Утверждено: Приказ.

Рабочая программа по Куражевой .

Рабочая программа по логоритмике в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад № 104 комбинированного вида».

Рабочая программа по математике для 10–11 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Требования к уровню подготовки учащихся планирование 5. Календарно-тематическое.

Рабочая программа «Рост» Рабочая программа внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение,самооценка,творчество» на 2018-2019 учебный год Составитель: руководитель.

Рабочая программа «Сказкотерапия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия» Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год) Составитель: Керн А. В. Пояснительная записка.

Рабочая программа воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175 Рабочая программа подготовительной группы № 7 «Пчёлки».

Автор публикации:
Рабочая программа творческого объединения «Мастерилка»
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 15:16
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД