МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-логопеда по работе с детьми на логопедическом пункте ДОУ

Елена Добрина
Рабочая программа учителя-логопеда по работе с детьми на логопедическом пункте ДОУ

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих логопункт в ДОУ. Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающего пространства для детей в возрасте от 5 до 7 лет в образовательном учреждении общеразвивающего вида, способствующего формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятие и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии, предусматривающей взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и активное участие членов семьи дошкольников.

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда по работе с детьми на логопедическом пункте ДОУ» размещена в разделах

Задачи программы :

обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием (ФНР, с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) (не отягощенного клиническими компонентами);

предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы :

учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);

комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;

Проблемные поля

Физическое развитие

Развитие познавательной сферы личности

Развитие эмоционально-волевой сферы личности

Познавательные процессы

Речевое развитие

Нарушения

-недостаточное развитие мелкой моторики;

-недоразвитие артикуляционного аппарата;

- мышления;

- внимания;

- памяти;

- воображения;

и др.

-звукопроизношения

-лексико-грамматической стороны речи;

-фонетического восприятия;

-несформированность фразовой речи;

-ограниченность словарного запаса;

-понимания обращенной речи;

-проявление агрессивности;

-повышенная тревожность;

-проблемы коммуникатив-ного взаимодействия;

-низкая произвольная регуляция деятельности;

- бедность социального опыта и несформированность базисного доверия к миру, осознания собственного «Я».

воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом;

опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;

учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;

учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;

поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции (мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);

учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонение, индивидуален;

взаимодействие (сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.

систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 5-6 лет до группы для детей 6-7 лет, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

задачи и содержание коррекционного обучения представлены в перспективном планировании, к которому прилагаются конспекты подгрупповых занятий и карточки-задания (рабочие листки). Цель занятия определяет его структуру, этапы занятия взаимосвязаны и предусматривают усложнение речевых и речемыслительных упражнений. Карточки-задания - это пособие под названием «Путешествие по стране звуков и букв». Оно предназначено для индивидуальной работы на подгрупповых занятиях и для занятий дома с родителями. Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей фонематической стороны речи, поможет восполнить недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи, развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и мелкой моторики.

Система коррекционно-развивающей работы

на логопедическом пункте.

Учебный год на логопедическом пункте начинается первого сентября, длится для детей 5 – 6 лет до первого июня, для детей 6 – 7 лет длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода.

С 1 по 15 сентября отводится время для углубленной диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период работы (или на три периода).

С 15 сентября начинаются занятия с детьми шестого и седьмого года жизни в соответствии с утвержденным планом работы. Оценка темпов динамики развития детей и составление плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке.

С 15 мая – итоговая диагностика, повторение пройденного материала, речевые игры с движениями, логоритмические упражнения.

В июне при переходе детского сада на летний режим для детей переходящих на второй год обучения проводится только индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.

Дни наиболее высокой работоспособности детей : вторник, среда, четверг.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы.

Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни, не более 20 минут для детей пятого года жизни.

Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее :

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Направление коррекционно-развивающей работы

в подгруппах:

дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной: воздушной; струи для правильного произношения звуков).

артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

автоматизация звуков в речи.

дифференциация звуков в речи.

развитие словаря;

формирование и совершенствование грамматического строя речи;

развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

- развитие просодической стороны речи;

- коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

- совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;

обучение элементам грамоты;

развитие связной речи и речевого общения;

сенсорное развитие;

развитие психических функций;

ознакомление с окружающей действительностью;

совершенствование общей координации речи с движениями и мелкой моторикой пальцев рук;

На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

На подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях и выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков: Гласные: У, А, О, Э, И, Ы. Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности (часть I) I. Целевой раздел Программы 1. Пояснительная записка Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда по работе с детьми на логопедическом пункте ДОУ
Опубликовано: 14 мая 2015 в 11:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД