Получи документы

Рабочая программа в первой младшей группе

Марина Суркова
Рабочая программа в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

I. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Публикация «Рабочая программа в первой младшей группе» размещена в разделах

Основной идеей программы является развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Программа направлена на

- создание условий для всестороннего развития ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

- на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности

Программа учитывает

- принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

- эмоциональное благополучие каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Цель и задачи реализации программы

Цель

- создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-

ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы к реализации программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Структура образовательной части Программы

Образовательная часть Программы построена с учетом проекта Примерной образовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.

Программа «От рождения до школы» соответствует принципам ФГОС ДО.

Особенности структуры Программы

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание

психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить

к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ

Развитие личности детей дошкольного возраста Программа обеспечивает в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития. Вместе их можно представить в виде закономерностей развития дошкольников, обобщив исследования А. В. Запорожца, В. И. Лебединского, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна и др.

- изменение детерминанта, взаимосвязи и соотношения биологических и социальных факторов развития на разных этапах и стадиях развития при сохранении такого качества, как пластичность нервной системы и психики ребенка;

- стадиальность и опосредованность развития ребенка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми;

- гетерохронность (неравномерность) развития психических процессов, их социальная опосредованность заложенными в культуре способами ориентировки и взаимодействия с первыми педагогами (родителями и воспитателями) и сверстниками;

- дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств, функциональных систем, связанных с произвольной организацией деятельности ребенка;

- наличие сензитивных периодов развития для тех или иных психических процессов и форм общения со взрослыми и сверстниками, способностей ребенка и его компетенций, интегральных качеств личности;

- амплификация (обогащение) детского развития за счет формирования системы ориентировок в окружающем мире и расширения способов переживания, познания и преобразования, изменения смыслов педагогического взаимодействия;

- скачкообразность развития, обусловленная характером формирования психологических новообразования и освоения социальной позиции, противоречием между тем, что ребенок хочет и может, и тем, что мог и хотел в освоенном периоде развития;

- подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм и способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции (от адаптации и социализации к самоутверждению и индивидуализации).

Рассматривая законы и закономерности развития и и х взаимосвязь с воспитанием и обучением, можно констатировать, что они выступают звеньями единого процесса становления психики и личности ребенка.

Большую роль в этом играет организация развивающего взаимодействия взрослого и ребенка в тех в тех видах деятельности, которые признаются ведущими для определенного возраста. Во ФГОС ДО они описываются следующим образом:

• в младенческом возрасте (2 месяца-1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

• в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) , общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

• для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как:

- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др. ;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

Особенность организации развивающего взаимодействия в рамках данной Программы выступают следующие аспекты образовательной среды для ребенка:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Возрастная характеристика детей раннего возраста

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.

Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения.

Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет.

Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие -неустойчивое эмоциональное состояние.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка ( например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия - уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

- сенсомоторной потребности;

- потребности в эмоциональном контакте;

- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2-3 месяца; познавательное общение в 3-10 месяцев; вербально-невербальное общение в 10 месяцев-1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5-3года).Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7-8 см, прибавка в весе составляет 2-2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями.

Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи.

Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями, и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

1.2 Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры, педагогическая диагностика.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития

ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность

и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в

ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст-

ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для

педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной

деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими

для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-

ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен-

ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат

ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до

школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в

пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той

части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО.

В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе-

вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к

дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе

завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования

в младенческом и раннем возрасте

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные

действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или

по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,

«спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления

об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице

и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит

действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную

взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями

и отражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом

участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается

на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,

конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-

личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом

участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Педагогическая

диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Индивидуальная психологическая диагностика ребенка разработана на основе методических пособий:

• В е р а к с а А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ре-

бенка 5–7 лет.

• В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Карта развития ребенка к программе «От рождения до школы» : Младшая группа (3–4 года) (готовится к печати).

• Ве рак са Н. Е., Ве рак са А. Н. Карта развития ребенка к программе

«От рождения до школы» : Средняя группа (4–5 лет) (готовится к печати).

• В е р а к с а Н. Е., В е р а к с а А. Н. Карта развития ребенка к програм-

ме «От рождения до школы» : Старшая группа (5–6 лет) (готовится к

печати).

• Ве рак са Н. Е., Ве рак са А. Н. Карта развития ребенка к программе

«От рождения до школы» : Подготови тельная к школе группа (6–7 лет)

(готовится к печати).

• Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском

саду.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и

организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь, май).

Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества образовательной Программы.

Публикации по теме:

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы Рабочая образовательная программа в первой младшей группе разработана в соответствии с ФГОС ДО. Для реализации основных направлений рабочей.

Рабочая педагогическая программа для детей первой младшей группы. Рабочая программа воспитателя высшей квалификационной категории Лир Ольги Николаевны, для детей первой младшей группы (2-3 года) с. Преображенка,.

Рабочая программа младшей группы Содержание 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы 1.2. Цели и задачи 1.3. Принципы и подходы 1.4. Состав воспитанников.

Рабочая программа в младшей средней группе (часть 2) Январь. 1 Тема: В январе, в январе, много снега во дворе… стр34 Цель: Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое.

Рабочая программа в младшей средней группе (часть 3) Октябрь. Программное содержание: стр 15 • Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или.

Рабочая программа во второй младшей средней группеРабочая программа во второй младшей средней группе Содержание 1-я Основная часть I. Целевой раздел Пояснительная записка II. Организационный раздел 1. Возрастные особенности детей. 2. Организация.

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. Часть 3 Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Месяц Дата Тема Обеспечение образовательного.

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. Часть 5 Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц Дата Тема Обеспечение образовательного процесса Цели Сентябрь 01.09 Вспомним.

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. Часть 6 Образовательная область «Физическое развитие» Физическая культура Месяц Дата Тема Обеспечение образовательного процесса Цели Сентябрь 01.09.

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. Часть 7 26.02 Комплекс 20 Кубики по количеству детей, мячи по количеству детей. - совершенствовать бросание из-за головы, согласовывать движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа в первой младшей группе
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 20:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Суркова (УИ 1114356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД