Ольга Кобычева
Рабочая программа воспитателя младшая группа, часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
1.7 Методики, технологии, средства воспитания.
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Цель: формирование у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье
Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников; обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.
Публикация «Рабочая программа воспитателя младшая группа, часть 2» размещена в разделах
2. Игровые инновационные технологии
Цель: повышение значимости организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия; способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать нравственную культуру миропонимания; совершенствовать приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности
3. Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель: создание и совершенствование предметно - развивающую среду в ДОУ.
Задачи: воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками; способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.
4. Проектно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.
Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность; развивать творческую активность познавательных процессов; учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
5. Информационно - коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
6. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования, личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов
2. Основная часть
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 3-4 лет образовательных областей
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
1. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:
1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
2. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
4. Формирование основ безопасности
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
2. Приобщение к социокультурным ценностям
3. Формирование элементарных математических представлений
4. Ознакомление с миром природы
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
1. Развитие речевой среды
2. Художественная литература
4. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
1. Приобщение к искусству
2. Изобразительная деятельность
3. Конструктивно-модельная деятельность
4. Музыкально-художественная деятельность
5. Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
1. Формирование начальных представлений о ЗОЖ
2. Физическая культура
3. Развитие игровой деятельности
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Самообразование по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель работы : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
2.2 Пояснительная записка к комплексно - тематическому планированию
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 156» являются примерные темы (праздники, события, проекты, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
• указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;
• формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
• формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.);
• одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период в 1 младшей группе - 2 недели);
• Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Период Тематическое планирование на 2019-2020г. г.
Общая тема на период 1–12 сентября «Детский сад» Тема: «Мы пришли в детский сад!» (Возвращение детей после лета в д/с, адаптационный период)
«Кто работает в детском саду?» (Профессии сотрудников детского сада)
«Давайте жить дружно!»
Общая тема на период 14 сентябрь – 2 октября «Осень»
«Что изменилось осенью? (Природа, одежда людей)»
«Осенний урожай»
«Домашние и лесные животные и птицы осенью»
Общая тема на период 3-14 октября «Я и моя семья»
«Мама, папа, я – здоровая семья! (Здоровый образ жизни, представления о семье)
«Что я знаю о себе? (Образ Я, представления о внешнем облике, гендерные представления)»
Общая тема на период 17 октября -1 ноября «Мой дом, мое село» «Любимый дом (домашние предметы быта, мебель, бытовые приборы)»
«Я живу в деревне (название города, основные достопримечательности)»
«Мы пешеходы (виды транспорта, правила дорожного движения)»
«Профессии (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса)»
Общая тема на 1 - 21 ноября «Живой уголок» «Комнатные растения»
«Аквариум»
Общая тема на 21 ноября -1 декабря «День матери» «Что мы умеем?»
«Помогаем взрослым»
«Моя мама лучше всех»
Общая тема на 1–31 декабря «Новогодний праздник» «В декабре, в декабре все деревья в серебре…»
«Кто придет на праздник к нам?»
«Скоро праздник Новый год»
«Подарки друзьям и близким»
Общая тема на 10 января -6 февраля «Зима» «Что изменилось зимой? (Природа, одежда людей)»
«Зимние виды спорта»
«Зимние чудеса» (экспериментирование со снегом, водой, льдом)
Общая тема на период 6–22 февраля «День защитника Отечества» «Мы защитники Родины (военные профессии, патриотизм)»
«Праздник пап»
Общая тема на период 25 февраля – 8 марта «8 Марта» «Моя семья»
«Праздник мам и бабушек»
Общая тема на период 9 марта – 3 апреля «Знакомство с народной культурой и традициями» «Народная игрушка»
«Народные промыслы»
«Фольклор»
Общая тема на период 4–28 апреля «Весна» «Что изменилось весной?»
«Красавица весна»
«Изменения в природе»
«Что делают птицы и звери весной?»
Общая тема на период 5–31 мая «Лето» «Изменения в природе»
«Летние дары (овощи, фрукты, ягоды, цветы)»
«Летние чудеса (экспериментирование с водой, песком)»
«Лето, лето, лето…»