Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)

Любовь Шампарова
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)

Планируемые результаты освоения НРК:

1. У ребенка дошкольного возраста преобладает эмоционально положительное отношение к родному краю, к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружению, центральных улиц села, знает и стремится выполнять правила поведения в нем;

2. Проявляет интерес, любознательность по отношению к родным местам, их истории, к народным традициям, необычным памятникам, использует местоимение «мое» по отношению к селу, району, краю;

3. С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием своего народа;

4. Проявляет начала социальной активности: участие в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям;

5. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, отражает свои впечатления о кабардинском народе в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает в рисунках, аппликации, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д. ;

6. Умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

7. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, владеет разными формами и видами игры, включая народные игры;

8. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, в том числе, природы родного края.

Критерии результативности обучения

1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям адыгского народа.

2. Использовать в активной речи фольклор.

3. Знать героев нартского эпоса и сказочных героев.

4. Уметь играть в адыгские народные игры.

5. Знать названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения города.

Моя программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные, психологические особенности и возможности среднего дошкольного возраста и строится по трем направлениям:

- народоведение»

- «мы – россияне»;

- эко - краеведение.

Направление народоведение включает в себя:

- приобщение детей к истокам адыгской народной культуры;

- широкое использование всех видов фольклора;

- расширение кругозора детей через музей быта, созданного своими силами в ДОУ;

- проведение фольклорных праздников;

- знакомство с народной игрушкой и национальным костюмом;

- воспитание нравственных качеств средствами театрализованной деятельности.

Направление «Мы – россияне» предусматривает:

- знакомство детей со столицей России – Москвой;

- формирование представлений о правах каждого гражданина о государстве;

- развитие осознания своей индивидуальности и неповторимости;

- раскрытие перед ребенком ценности окружающего мира.

Направление экокраеведение включает в себя:

- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу;

- формирование знаний о родном городе, природе и экологии области;

- знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.

Принципы, положенные в основу модели.

Модель национально-регионального компонента строилась на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:

воспитание нравственного человека как основной смысл образования;

гуманизм как утверждение норм уважения к личности ребенка, доброжелательного и бережного отношения к каждому;

реальный учет самоценности каждого возраста, полнота реализации возможностей ребенка, неоправданность как инфантилизации развития, так и "забегания вперед", опора на достижения предыдущего этапа развития - условие успешности перехода ребенка на другую ступень образования.

При отборе содержания национально-регионального компонента в модели учитываются как общие принципы развития, социализации и воспитания личности:

Принцип гуманизма;

Принцип культуросообразности;

Принцип природосообразности;

Принцип целостности;

Принцип непрерывности;

Принцип включения воспитанников в родную этнокультурную традицию;

Принцип диалога культур как основа взаимного обогащения и саморазвития;

Принцип диалектического единства трех начал: национального, общероссийского и общемирового;

Принцип вариативного построения содержания и структуры с учетом влияния социально-педагогических и этнопсихолого - педагогических факторов.

Особенности организации образовательного процесса

кружка «Юный краевед».

Образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Процесс развития личности ребёнка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности.

Группы Количество занятий в неделю / в месяц / в год Количество минут в неделю

Средняя группа 1 / 4 / 36 20 минут

Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей:

Содержание дошкольного образования Цели психолого-педагогической работы Задачи

1. Речевое развитие

«Развитие речи»

«Приобщение к художественной литературе» Научить детей правильно говорить на родном, кабардинском языке.

Дать знание доступных возрасту произведений родной литературы, знакомство с фольклором кабардинского народа. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведений кабардинских писателей.

Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, честность, скромность, справедливость,трудолюбие, патриотизм, выраженные в адыгских традициях. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.

Содержательные линии:

знание (доступные для дошкольного возраста) о нартском эпосе;

знание произведений фольклора кабардинцев: сказки, сказания, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки и др.).

знание стихов, прозаичесих произведений современных детских литераторов КБР;

знание классиков адыгской национальной литературы (Ш. Ногмов, Б. Пачев);

знание народного фольклора об уме и знаниях.

Содержание дошкольного образования Цели психолого-педагогической работы Задачи

2. Физическое развитие

«Физическая культура»

«Здоровье» Знакомство с кабардинскими традициями физического воспитания подрастающих, с системой закаливания. Знание и умение играть в народные подвижные, настольные игры; знание образов и подвигов нартских богатырей и стремление им подражать; формирование культуры здоровья (режим, быт, питание, физическая культура) с опорой на кабардинские традиции физического воспитания. Продолжать развивать волевые качества.

Содержательные линии:

знакомство с фольклором кабардинцев о здоровье, физической красоте, силе, мужестве, храбрости;

физическое развитие (организация физической культуры с опорой на кабардинские традиции с учетом половозрастной дифференциации;

обучение народным средствам закаливания (обливание холодной водой стоп, далее до колена, кистей руки, далее всей руки и др.);

знакомство с доступными подвижными («подкинь шапку», «всадники», «поймай шапку» и др.) и настольными («адыгские шашки», «нарды») играми и обучение игре в них;

знакомство с нартскими героями, формирование стремления им подражать.

3. Социально-Комуникативное

«Социализация, развития общения, нравственное воспитание»

«Ребёнок в семье и обществе, патриотическое воспитание»

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

«Формирование основ безопасности» Формирование этнического самосознания принадлежности к определенному этносу; освоение подрастающими национальной культуры, вхождение в этнокультуру, знание основных принципов нравственно-личностного развития в соответствие с кодексами нравственности кабардинского народа. Наряду с этнокультурной идентификацией способствование формированию общероссийской и общемировой идентичности («от близкого к далекому, от родного порога — в общечеловеческий мир»). Уточнять и расширять знания детей о селе.

Формировать определенное отношение ребенка к родному краю.

Развивать искренние чувства любви к родным местам.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Содержательные линии:

знакомство с историей коренных народов КБР (на доступном уровне, элементарные знания);

знание (знакомство) с традициями, обычаями, обрядами кабардинского народа;

знание семьи как общественно-значимого института в системе социализации подрастающего. Род, родословная — первоначальное знакомство;

первичное знакомство с не писаным сводом нравственных правил адыгов («адыгэ хабзэ»);

умение действовать в соответствии с полоролевой социализацией (мальчик-девочка) по основным принципам нравственности, морали родного языка, умение соблюдать культуру поведения (общение, речь, манера, одежда);

сформированность культуры чувств, проявляющиеся в позитивных взаимоотношениях с другими людьми;

формирование культуры труда, организация рабочего места, участие в национальных видах труда;

знание обязанностей членов общества в зависимости от социального статуса (женщина-мужчина, взрослый-ребенок, старший-младший);

знание народного фольклора о нравственности, культуре общения, месте человека в социуме.

4. Познавательное развитие

«Развитие пзнавательно-исследовательской деятельности»

«Приобщение к социокультурным ценностям»

«Формирование элементарных математических представлений»

«Ознакомление с миром природы Желание знать о родном крае; формирование умения самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом «добывать» знания краеведческого характера; умение говорить на кабардинском языке. Знать и называть животных, обитающих в КБР (звери, птицы, рыбы); рептилии (змея, ящерица, лягушка).

Различать и называть растения по листьям, плодам, цветам.

Иметь представление о жизни и быте, истории и культуре адыгского народа.

Содержательные линии:

элементарные знания о географии КБР (местонахождение республики, карта КБР, столица, природно-климатические зоны);

этнографическая азбука (народы и национальности КБР, особенности традиционной национальной материальной культуры народов КБР (предметы быта, посуда, национальная кухня);

флора и фауна КБР (элементарные знания);

знание (доступные для дошкольного возраста) о нартском эпосе;

нание произведений фольклора кабардинцев: сказки, сказания, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки и др.).

знание стихов, прозаичесих произведений современных детских литераторов КБР;

знание классиков адыгской национальной литературы (Ш. Ногмов, Б. Пачев);

знание народного фольклора об уме и знаниях.

5. Художественно-эстетическое развитие

«Художественное творчество» Ознакомление с художественной культурой кабардинского народа, с декоративно-прикладным искусством.

Знакомство с современным изобразительным искусством КБР; умение делать изделия (киизы, адыгская тесьма, малая чеканка); отображать в изодеятельности знания и представления о родном крае. Знать народные орнаменты, использовать их в украшении предметов быта, одежды, обуви.

«Музыка» Ознакомление с этномузыкой (народной и современной музыкальной культурой); обучение умению танцевать национальные танцы, петь песни на кабардинском языке. Расширять знания о музыке адыгов. Узнавать мелодия знакомых песен. Изображать в музыкальных играх характерные движения (бег лося, прыжки зайца, повадки собаки, белки, лисы).

Использовать народные игры с музыкальным сопровождением.

Содержательные линии:

знание декоративно-прикладного искусства кабардинского народа (вязание шерстяных

изделий, изготовление киизов, золотое шитье и плетение, чеканка); участие в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства кабардинцев;

умение рисовать на краеведческие темы;

знакомство с народными музыкальными инструментами: пшынэ, шикапшина, бжамий.

умение танцевать народные танцы в доступной для дошкольников хореографической постановке.

знание произведений для детей композиторов КБР (Хаупа, Карданов и др.);

пение народных и современных песен на родном языке;

знание исполнителей народной музыки (Пшихачев, Каширгова) и народных певцов (К. Кардангушев);

знакомство с театрами (кабардинский национальный, музыкальный); оперных и эстрадных певцов (О. Сокурова, Ч. Нахушев);

знакомство с произведениями местных художников: Б. Пачев и др.

знакомство со скульпторами и архитекторами памятников: Сосруко, Лашин.

ознакомление с народными определениями красоты и «некрасивости» (эстетичного и неэстетичного);

соблюдение эстетики во внешнем виде, поведении, общении, речи;

знание народного фольклора об эстетике, искусстве, гармонии.

Перспективный план кружка: «Юный краевед»

в средней группе №6 на 2018 – 2019 учебный год.

месяц тема цель совместная деятельность

Сентябрь Я и моя семья

Детский сад – моя вторая семья Сформировать понятие, что семья- это самое главное в жизни человека. Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге.

Вызвать положительные о д/с умение выражать в речи свои чувства Беседа с детьми о семье, её членах. Рассмотреть иллюстрации села и города

Беседа о детском саде.

Иллюстрации о жизни детского сада

Октябрь Мой город - Нарткала

Нальчик – столица КБР Познакомить детей с родным городом его историческим прошлым

Познакомить с улицами, парками, площадками Нальчика Беседа о родном городе рассматривание фотоальбома- «Моя Нарткала»

Беседа о КБР, гербе и флаге, стихи о КБР.

Ноябрь 1Москва – столица России

2 Знакомство с бытом и одеждой кабардинцев и балкарцев

Дать представление о том, что Москва самый главный город России СТОЛИЦА

Дать представление о быте и одежде кабардинцев и балкарцев их отличие от современного уклада жизни. Рассмотреть фотоальбом о Москве. Карта России.

Рассмотреть иллюстрации с предметами быта кабардинцев и балкарцев: домашняя утварь, ковры, одежда, пища. Коллективная работа «Украсим коврик»

Декабрь1 Природа КБР

Познакомить с природой родного края, познакомить с достопримечательностями КБР. Рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями КБР. Составить небольшой рассказ по картине.

Январь Орнамент

Знакомство с национальным орнаментом. Рассмотреть иллюстрации с национальным орнаментом. Коллективная работа «Кабардинская невеста»

Февраль Дары природы.

Познакомить детей с ценностью даров природы КБР и их значением в жизни человека. Дать детям понятие «Дары природы» с целью понимания их ценности, красоты и назначения. Рассмотреть плакат «Овощи и фрукты» с целью закрепления их названия, месте произрастания и важной роли в жизнедеятельности организма. Рассматривание иллюстраций с цветами луга и сада, вспомнить какие росли у нас на участке.

Март 1. Архитектура родного края.

2. Эти мудрые кабардинские сказки

Познакомить детей с архитектурой КБР

Познакомить детей с кабардинскими народными сказками Рассматривание иллюстраций с постройками. Знакомство с героями кабардинских сказок (имена и подвиги).

Апрель Песенный фольклор

Познакомить детей с адыгским, кабардинским и русским фольклором. Вызвать интерес к народной музыке, ценностного отношения к её произведениям. Прослушивание песен. Выучить народные потешки. Выучить колыбельную песню

Май Национальные праздники

Расширять представления дошкольников о национальных праздниках. Формировать ценностное отношение к национальным праздникам. Рассматривание иллюстраций с национальными праздниками. Заучивание стихов

Публикации по теме:

«Калейдоскоп». Кружковая работа во второй младшей группе «Чиполлино» по сенсорному развитию на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия.

Отчёт по кружковой работе «Очумелые ручки» в старшей группе 2017–2018 учебный год МБДОУ «Детский сад №106» Отчёт по кружковой работе «Очумелые ручки» в старшей группе «Ромашка» 2017-2018 учебный год. Выполнила.

Перспективное планирование «Развитие игровой деятельности» для детей средней группы на 2018–2019 учебный год 2. Театрализованное развлечение для детей младшего дошкольного возраста “В гости к Хозяюшке” Тема: “В гости к Хозяюшке” Цель: создасть условия.

Перспективное планирование взаимодействия с родителями во второй младшей группе на 2018–2019 учебный год Месяцы Название мероприятия Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Семья и детский сад-единое образовательное пространство».

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)
Опубликовано: 15 августа 2018 в 15:12
+543Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 211.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Далекое и близкое. Путешествие к истоку Волги»
Фоторепортаж « Далекое и близкое. Путешествие к истоку Волги» Мы покидали Осташков с чувством недосказанности. Мне, выросшей на берегу озера, все-таки,...
Конспект НОД по изобразительной деятельности «Земля — наш общий дом» для старшей группы
Задачи: 1. Формировать знания детей в области изобразительного искусства; • Расширять представления детей о животных, сухопутных, водоплавающих,...
Картотека Сюжетно-ролевых игр в ДОУ для старшей группы
«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета...
Сценарий литературной викторины «По сказкам А. С. Пушкина»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА . ( старший дошкольный возраст) Воспитатель МБДОУ МО Г. Краснодар детский сад № 60 Яценко Ирина...
Познавательно-исследовательский проект «Красавица петуния»
Филиал МАОУ «Ярковская СОШ» Покровский детский сад «Аленький цветочек» Познавательно - исследовательский проект «Красавица петуния» ( посвящается году...