Получи документы

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 2.8

Ирина Алексеевна Ряховская
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 2.8
▼ Скачать + Заказать документы

2.8. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Методы организации и осуществления познавательной деятельности детей, обеспечивающие разнообразие методов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми:

- методы, обеспечивающие передачу информации педагогом и восприятие ее детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий (перцептивный аспект) : словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др., наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др., практический;

- характеризующие усвоение нового материала детьми путем активного запоминания,

Публикация «Рабочая программа воспитателя первой младшей группы, Глава 2,8» размещена в разделах

самостоятельных размышлений или проблемной ситуации (гностический аспект) : иллюстративно-объяснительный, проблемный, эвристический, исследовательский и др. ;

- характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (логический аспект) : индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный;

- характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей (управленческий аспект) : работа под руководством педагога, самостоятельная работа детей.

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной

деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствующая:

- накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое);

- рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Методы, используемые здесь: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются образовательная деятельность и экскурсии.

Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет :

- рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам;

- осуществлять перенос функций в различные области применения;

- получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации. В основном, здесь традиционно используются словесные и практические методы. Нетрадиционно - целый ряд приемов в рамках игрового метода: аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, «матрешки», «наоборот», обращения вреда в пользу, увеличение - уменьшение и др. Основные формы работы здесь - подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.

Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствующая:

- приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); - изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы - экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных - методы фокальных объектов и синектики, усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и конструирования.

Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества (традиционно, организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).

Четвертое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: - развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных — методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения и др. Основные формы работы — организация детских выставок (традиционно, организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности изобразительного.

2.9. Способы и направления поддержки детской инициативы

Основой реализации Программы является развивающая предметно- пространственная среда, необходимая для реализации индивидуального потенциаларебенка, развития его во всех специфических детских видах деятельности. Предметно- развивающая среда подбирается с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. В ДОУ она строится так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие обучающихся воспитанников. При создании предметной среды учитывается гендерная специфика.

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные рабочей программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализуются в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Обязательным условием взаимодействия с ребенком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, в его эмоциональном развитии. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 2-3 года взрослые:

- создают условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

-рассказывают детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях

- отмечают и публично поддерживают любые успехи детей;

- всемерно поощряют самостоятельность детей и расширяют ее сферу;

- помогают ребенку, найти способ реализации собственных поставленных целей;

- способствуют стремлению научиться делать что-то и поддерживают радостное ощущение возрастающей умелости;

- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относятся к затруднениям ребенка, позволяют действовать ему в своем темпе;

- не критикуют результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничивают критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

- учитывают индивидуальные особенности детей, стремятся найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважают и ценят каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и

недостатков;

- создают в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляют любовь ко всем детям: выражают радость при встрече, используют ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявляют деликатность и терпимость;

- всегда предоставляют детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

2.10. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Ведущая цель ДОУ - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия ДОУ с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих

адач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают : специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с

педагогами («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-

родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных, семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет- сайтов (детского сада, органов управления образованием, а также переписки (в том числе

электронной).

Стенды и информационно-познавательные уголки. На стендах размещается стратегическая (многолетняя, тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о

режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе) : акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).

Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, а также в семейных календарях.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых. В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.

Тематика просвещения родителей: правовое, гражданское, художественно- эстетическое, национально-патриотическое, медицинское просвещение и пр. Какие бы культурно-просветительские программы ни выбрали взрослые, важно, чтобы просвещение ориентировало родителей и специалистов, на саморазвитие и самосовершенствование.

Основными формами просвещения могут выступать: конференции (в том числе и онлайн -конференции, родительские собрания (общие детсадовские, районные, городские, областные, родительские и педагогические чтения.

Важно предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, группой родителей и пр., привлекать к участию в планировании и формировании содержания совместной работы.

Перспективный план по взаимодействию с родителями.

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Месяц Название мероприятия

Сентябрь 1. Сбор информации о семьях

2. Консультация «Возрастные особенности детей 3-го года жизни,

ознакомление с режимными моментами».

3. Беседа «Как облегчить адаптацию

4. Памятка «Для вновь поступивших родителей»

5. Родительское собрание «Адаптируемся вместе»»

6. «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому

саду»

7. Оформление уголка для родителей.

Октябрь 1. Консультация «Одежда детей в помещении и на прогулке»

2. Наглядная информация: «Читаем детям – читаем вместе с детьми»

3. Подготовка выставки книг «День добрых дел»

4. Консультация «Профилактика простудных заболеваний»

5. Беседа о необходимости развития мелкой моторики рук

Ноябрь 1. Родительское собрание на тему: «Скоро, скоро Новый год»

2. Анкетирование родителей «Развитие речи детей раннего возраста в семье»

3. Памятка для родителей «Развиваем речь детей»

4. Поздравительная газета к Дню матери.

5. Развлечение: «Золотая осень»

Декабрь 1. Советы по формированию культурно- гигиенических навыков.

2. Папка-ширма «Зима».

3. Поздравительная газета к новому году.

4. «К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничном

украшению группы.

5. Выставка новогодних поделок.

Утренник «Веселый праздник - Новый год!»

Январь 1. Консультация «Здоровая семья – здоровый малыш

2. Памятка для родителей «Режим дня и его значение»

3. Консультация «Развитие двигательных навыков и двигательной

активности»

4. Консультация «Правильное питание – основа здоровья»

5. Родительское собрание:

Февраль 1. Консультация «Подвижные игры для детей младшего возраста»

2. Памятка для родителей «Домашний игровой уголок младшего

дошкольника. Его безопасность»

4. Тематическая выставка «Рисуем вместе с папой»

5. Консультация «Профилактика детского травматизма»

Март 1. Консультация «Витаминная азбука»

2. Поздравительная газета к дню 8 Марта

3. Развлечение: «Очень мамочку люблю»

4. Консультация «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье»

5. Памятка «Полезные игрушки»

Апрель 1. Рекомендации: «Как уберечь ребенка от травм»

2. Консультация «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего

возраста»

3. «Сотворчество. Плюсы и минусы»

4. Фотовыставка «Мы растем»

5. Анкетирование «Ваше мнение о ДОУ»

Май 1. День добрых дел: Субботник совместно с родителями на участке.

2. Родительское собрание "Итоги работы за год"

3. Консультация "Организация летнего отдыха"

4. Консультация «Первая помощь при укусах жалящих насекомых, клещей»

5. Консультация «Босиком по росе. Как закаливать ребенка на даче»

Публикации по теме:

Пакет документации воспитателя первой младшей группы Представляю вниманию коллег документацию в младшей разновозрастной группе (дети от 1 года 6 месяцев до 3 лет). Журнал приема детей в детский.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 2.8
Опубликовано: 30 марта 2020 в 19:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 2.8» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Алексеевна Ряховская (УИ 188339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД