Ирина Алексеевна Ряховская
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы. Глава 3
▼ Скачать + Заказать документы
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
В ДОУ созданы необходимые и достаточные условия для реализации Программы. Материально-техническое обеспечение соответствует требованиям СанПиН, приоритетным направлениям воспитательно-образовательного процесса.
Важнейшим условием реализации основной общеобразовательной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Публикация «Рабочая программа воспитателя первой младшей группы, Глава 3» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разноговозраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
Создание и обновление предметно-развивающей среды по направлениям развития
Направления развития Помещения и их оснащения
1. Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья 1. Физкультурные уголки в группе.
2. Спортивная площадка.
3. Медицинский блок.
2. Социально-коммуникативное
развитие 1. Уголок уединения в группе.
2. Уголок патриотического воспитания.
3. Уголок безопасности.
4. Уголок сюжетно-ролевых игр.
5. Уголки дежурства.
3. Познавательное развитие
1. Учебная зона в группе
2. Библиотека детской литературы в группе и в
методическом кабинете.
3. Зона конструирования
4. Уголок природы
4. Художественно-эстетическое развитие 1. Музыкальный зал.
2. Центр по художественно-эстетическому развитию в группе
3. Театральный уголок
5. Речевое развитие 1. Уголок чтения.
2. Центр речевого развития.
Создание и обновление предметно-развивающей среды по видам деятельности
Деятельность Оборудование
Игровая игры, игрушки, игровое оборудование
Коммуникативная дидактические материалы
Познавательно- исследовательская натуральные предметы для исследования и образно- символический материал, в том числе макеты, карты, модели,
картины и др.
Восприятие художественной литературы и фольклор книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал
Самообслуживание и элементарный бытовой труд оборудование и инвентарь для всех видов труда
Конструирование конструкторы разных видов, природные и иные материалы
Изобразительная оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования
и конструирования, в том числе строительный материал,
конструкторы, природный и бросовый материал
Музыкальная детские музыкальные инструменты, дидактический материал и
др.
Двигательная оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.
3.2. Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Программа «от рождения до школы», действующая в ДОУ обеспечена учебно – методическим комплектом, работой над совершенствованием которого постоянно ведется
авторским коллективом программы.
В комплект входят:
•основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы»;
•комплексно – тематическое планирование;
•методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;
•наглядно – дидактические пособия;
•электронные образовательные ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся
инструментом профессиональной деятельности, отражающих достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.
Средства обучения и воспитания
Образовательные области Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение
Физическое развитие Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, корригирующая дорожка, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями, шведская лестница, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетяги вания, флажки разноцветные, ленты.
Набор предметных карточек "Предметы гигиены».
Набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня».
Наглядное методические пособие (плакаты, схемы).
Социально-коммуникативное развитие Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол)
Набор для демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщение».
Набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности».
Набор предметных карточек «Транспорт».
Набор сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности».
Набор предметных карточек «Профессии», «Символика».
Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
Наборы игрушечной посуды.
Наборы парикмахера.
Наборы медицинских игровых принадлежностей.
Игровой модуль «Кухня».
Игровой модуль «Парикмахерская».
Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские).
Природный материал и бросовый материал для ручного труда.
Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть?» и др.
Набор предметных карточек «Инструменты», «Посуда», «Одежда» и др.
Книги, энциклопедии, тематические книги.
Познавательное развитие Макеты «Государственных символов России».
Географические карты, атласы, хрестоматии.
Демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные часы, компас и др).
Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель» и др.
Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие животные», «Мир животных», «Домашние животные» и др.
Домино с цветными изображениями, шнуровки различного уровня сложности, игрушки-персонажы и др.
Мозайка с плоскостными элементами различных геометрических форм, д/и «Цвет», «Форма», «Фигуры».
Информационный материал «Муляжи фруктов и овощей», увеличительное стекло, набор контейнеров.
Речевое развитие Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье» и др.
Предметные игрушки-персонажи.
Сюжетные картины «Наши игрушки», «Мы играем», «звучащее слово».
Методическая литература (хрестоматии и др).
Обучающие пазлы «Учимся читать», «Азбука» «Развиваем речь, мышление и мелкую и мелкую моторику», домино.
Художественно- эстетическое развитие Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей.
Магнитная доска, мольберт, наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка», тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования.
Бумага для рисования, стаканчики, палитра, кисточки, трафареты, карандаши, мелки восковые и др.
Набор шумовых музыкальных инструментов (бубны, игровые ложки, трещотка и др.)
Комплекты костюмов для театрализованной деятельности, шапочки, ширма, куклы и др.
3.3. Распорядок и режим дня
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня
Режимные моменты Время
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, игры, утренняя гимнастика 7:30 – 8:10
Подготовка к завтраку, завтрак, самостоятельная деятельность 8:15 – 9:00
Организованная образовательная деятельность, (по подгруппам) 9:00 – 9.10
9.20 - 9.30
Подготовка к прогулке, прогулка 10.30 – 11.40
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры 11:40 – 12:00
Подготовка к обеду, обед 12:00 – 12:30
Подготовка ко сну. Дневной сон 12:30 – 15:00
Постепенный подъем, гигиенические процедуры 15:00 – 15:15
Полдник 15:15 – 15:30
Игры, самостоятельная деятельность 15:30-15:45
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)
15:45 – 15:55
16.05-16.15
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.20-18.00
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Осень», «Весна», «Лето».
Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе».
Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказок); «Потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).
Музыкально –литературные развлечения. Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».
Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами.
3.5. Примерное годовое тематическое планирование
№ Темы месяца Цели и задачи Формы реализации Праздники
Сентябрь
1-4 неделя Детский сад (адаптация) Адаптировать детей к
условиям детского сада.
Познакомить с детским садом как с ближайшим
окружением ребенка. Способствовать
формированию
положительных эмоций. Экскурсия по
детскому саду.
Совместные
игры.
Знакомство с
предметами
ближайшего
окружения.
Октябрь
1-4 неделя Осень Формирование элементарных
представлений об осени
(сезонные изменения в
природе, одежде людей, на
участке сада). Дать первичное представление о сборе урожая, об овощах и фруктах. Собирать с
детьми
разноцветные
листья на
прогулке,
рассматривание
их, по форме и
величине.
Праздник «Золотая осень»
Ноябрь
1-2 неделя Дружба Формировать у детей
представление о дружбе, о
том, что надо делиться
игрушками. Воспитывать
чувство симпатии к
сверстникам, отрицательное
отношение к грубости и
жадности, умение играть
дружно. Совместные
игры:
подвижные,
дидактические.
Чтение
художественной
литературы о
дружбе.
3-4 неделя Домашние животные Формировать у детей
представление о домашних
животных и их детенышей
характерных особенностях.
Рассмотреть внешний вид,
как передвигаются, чем
питаются. Воспитывать
желание проявлять заботу о
домашних животных. Рассматривание
игрушек и
иллюстраций
домашних
животных.
Чтение
художественной
литературы о
животных:
потешки,
заклички. Праздник «Мамочка моя»
Декабрь
1-2 неделя Дикие животные Формировать у детей
представление о диких
животных. Рассмотреть
внешний вид, как
передвигаются. Воспитывать
бережное отношение к
животным. Рассматривание
игрушек и
иллюстраций
диких
животных.
Чтение
художественной
литературы о
животных:
потешки, заклички,
сказки.
3-4 неделя Скоро, скоро Новый год Формировать у детей
представление о праздниках.
Организовывать все виды
детской деятельности,
подготовки к новогоднему
празднику.
Новогодний утренник
Январь
1-2 неделя Зима Формировать элементарных
представлений о зиме
(сезонные изменения в
природе, одежде людей).
Дать первичное
представление о неживой
природе: снег. лед… Рассматривание
снега и льда.
Элементарные
представления
со снегом и
льдом (в тепле
тает)
3-4 неделя Транспорт Транспорт Знакомить детей с
транспортными средствами,
различать и называть
грузовые и легковые
автомобили. Совместные
игры:
подвижные,
дидактические.
Чтение
художественной
литературы о
транспорте.
Рассматривание
иллюстраций.
Февраль
1-2 неделя Птицы Формирование элементарных
представлений о птицах:
летает, клюет. Воспитывать
бережное отношение птицам. Совместные
подвижные
игры. Чтение
художественной
литературы.
Рассматривание
картин.
3-4 неделя Я и окружающие предметы Формировать представление
об окружающих предметах,
умение находить предмет и
называть его. Воспитывать
бережное отношение к
предметам. Рассматривание
предметов с
детьми, выделять их название, цвет,
форму,
назначение.
Развлечение «я – и папочка мой»
Март
1 неделя Весна Формирование элементарных
представлений о весне
(сезонные изменения в
природе, одежде людей, на
участке). Наблюдение,
беседы. Чтение
художественной
литературы,
стихов о весне. Развлечение
Весна
2 неделя Моя мамочка Организовывать все виды
деятельности вокруг темы
семьи, любви к маме,
бабушке. Беседы. Чтение
художественной
литературы о
маме. Сюжетно-
ролевая игра:
«Семья» Праздник
«8 Марта»
3- 4 неделя Домашнии птицы Формировать элементарные
представление о домашних
птицах. Как человек
ухаживает за ними.
Воспитывать бережное
отношение к птицам. Совместные
подвижные
игры. Чтение
художественной
литературы.
Рассматривание
картин.
Апрель
1-2 неделя Воспитание
бережного
отношения к
игрушкам Воспитывать умение играть
дружно. Складывать игрушки на место после окончания игры, бережно относится к игрушкам. Беседы,
дидактические
игры. Трудовые
поручения.
Развлечение
«Мои
любимые
игрушки»
3-4 неделя Ласковое
солнышко Формировать у детей
представление о солнце:
греет, светит. Чтение
художественной
литературы.
Совместные
игры.
Май
1-4 неделя Сказки Формировать у детей интерес
к художественной
литературе. Формировать у
детей интерес к
художественной
литературе. Развлечение
«Любимая
сказка»
3.6 Праздничный календарь и спортивный календарь
Месяц Название мероприятия Форма проведения Участники Ответственные
Сентябрь Давай познакомимся развлечение Дети 2 г. Воспитатели
Октябрь В гостях у осени утренник Дети 2 г. Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
Ноябрь Мамочка моя праздник Дети 2 г. Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
Декабрь Веселый праздник -
Новый год! утренник Дети 2 г. Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
Январь Зимушка - зима развлечение Развлечение Дети 2 г. Воспитатели
Февраль Я и папочка мой Спортивное развлечение Дети 2 г. Воспитатели, физ. инструктор
Март Мамин день Утренник Дети 2 г. Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
Апрель Ой, бежит ручьем
вода
Развлечение Дети 2 г. Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
Май май На цветочной поляне Развлечение Дети 2 г. Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
3.7. Региональный компонент
- Беседа на тему: «Что такое детский сад»
Цель: воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить.
-Беседа: «Наша улица»
Цель: дать понятие о том, что каждая улица села имеет свое название.
- Чтение потешек: «Ладушки-ладушки, где были у бабушки», «Сорока ворона», «Я пеку,пеку,пеку», «Котя, котенька, коток», «Водичка, водичка» Цель: знакомить детей с потешками русского фольклора.
- Рассматривание иллюстраций на тему; «Осень» Цель: развивать интерес к родной природе ее красоте.
- Осень на участке детского сада (прогулка) Цель: сформировать представление детей об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы.
- Рассматривание фотографий про наше село. Цель: развивать интерес к родному селу, краю, к его природе.
- Рассматривание народной игрушке «Матрешка» Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного
искусства.
- Беседа: «На тему кто живет в лесу?» Цель: дать детям представление о животных родного края.
- Зимующие птицы. Цель: познакомить детей с зимующими птицами родного края.
- Зима на участке детского сада (прогулка) Цель: познакомить детей с первыми признаками зимы.
- Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом в котором я живу» Цель: воспитывать любовь к своему дому, улице.
- Наблюдение за насекомыми на территории детского сада (прогулка) Цель: знакомить детей с насекомыми нашего края.
- Подвижные игры: «Через ручеек», «Снежки», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Птицы в гнездышках»
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна» Цель: развивать интерес к родной природе и ее красоте.
- Рассматривание иллюстраций: «Наш Байкал».
- Экскурсия в мини-музей: «Русская изба».
3.8. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию Программы в полном объеме;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено необходимыми и достаточными средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на территории) обеспечивают:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
беспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всехее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.