Анна Брилева
Рабочая учебная программа по экологии. Региональный компонент. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей навыков правильного поведения в природе, дать возможность почувствовать себя частью природы.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Знакомить с природоохранительной деятельностью человека.
3. Упражнять в общественно полезном труде (вызвать желание ухаживать за птицами, животными, растениями).
4. Развивать воображение, творческие способности детей в различных видах деятельности.
5. Дать представление о том, что все живое растет, дышит, передвигается, питается, размножается.
Своих детей учу я
Заботливыми быть,
Учу любить природу,
Животных, птиц любить.
Публикация «Рабочая учебная программа по экологии, Региональный компонент, Средняя группа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для них мы строим гнезда
И крошки отдаем.
Навек они запомнят,
Что значит птичий дом.
«Гнездо на ветке – птичий дом
Вчера птенец родился в нем.
Ты этих гнезд не разоряй!
И не кому не позволяй!»
Вот муравей былинку тащит,
А у него есть дом.
Давайте, дети, подождем,
Пусть тащит муравей в свой дом,
А мы ему тихонечко споем:
«По лесной спешит тропинке
Муравьиная семья.
Эй, сандалики, ботинки!
Пощадите муравья!»
Образовательные области
I КВАРТАЛ
Познание Художественное творчество Труд Чтение художественной литературы Игровая деятельность
Беседа: Деревья – наши друзья. Цель: Пополнить знания детей о пользе деревьев; о взаимосвязи человек – природа; рассказать о природоохранительной деятельности. Закрепить правила поведения в природе. Дать представление о том, что срубил дерево – посади новое, что деревья тоже растут, дышат, питаются. Рисование «Как у нашего крыльца вырастили деревца»
Работа на участке – уход за саженцами. Перекапывание почвы на клумбах, окапывание приствольных кругов. Продолжать знакомить детей с правилами ухода и выращивания культур, с основами земледелия – перекапывание, накопление влаги в земле в зимнее время года. «Старик сажал яблоню» Л. Толстой.
«Береза», «С добрым утром» С. Есенин.
«Сосны» И. Токмакова.
Д/ И: «Добеги до названного дерева», «С какой ветки детки?», «Большие – маленькие», «Карлики – великаны».
Экскурсия в парк
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями, кустарниками нашего края. Закреплять знания детей о пользе зеленых насаждений, о правилах поведения в природе, прививать навыки бережного отношения к природе, приучать заботиться о деревьях, растениях. Лепка «Красный цветок из семян», Рисование на тему «Листопад».
Сбор природного материала для мастерской труда, для изготовления пособий (семена, листья). Стихи о природе и деревьях. Д/ И: «Чьи детки?», П/ И: «Спрячься за дерево»,«Что лишнее?»
Д/И «Угадай по описанию» (дерево, куст).
Рисование «Цветы на окне», Аппликация «Цветы для мамы».
Пересадка бархатцев, петуньи в горшочки. Цель: Вызвать желание детей подольше сохранить цветы на окне (осень, прививать любовь к родному краю, желание создавать красоту своими руками, дать представление о взаимосвязи человек – растение. Д/ И: «Какого растения не стало?»
Беседа на тему: Вот и осень пришла – птиц в дорогу позвала». Цель: Продолжать уточнять знания детей об изменении в жизни птиц осенью: Зимующие птицы остаются – перелетные улетают в теплые края. Вызвать желание оказывать птицам помощь. Аппликация «Птицы наши друзья» -наклейка силуэтов птичек на пакеты с кормом для птиц.
Изготовление пакетов на занятии по ручному труду.
Сбор семян для птиц.
«Про птиц» Н. Калинина в книге «Наша Родина»
П/ И: «Ворон», «Воробушки и автомобиль»,
«Гуси-гуси», «Совушка».
II КВАРТАЛ
Познание Художественное творчество Труд Чтение художественной литературы Игровая деятельность
Экскурсия в зимний парк
Цель: Рассказ воспитателя об условиях роста деревьев, формирование интереса к уходу за растениями, деревьями. Рисование «Дерево в зимнем парке».
Изготовление пособия «С какой ветки детки?»
Изготовление кормушек
«Люблю березку русскую» А. Прокофьев.
Д/ И: «Спрячься за названное дерево»
Рассматривание картин: «В зимнем парке», «Птицы на кормушках». Цель: Пополнить знания детей о зимующих птицах, о их жизни, трудностях. Закрепить правила поведения в природе. Лепка «Птицы на кормушках», Рисование «Птичка – невеличка» Аппликация «Сказочные птицы» Развешивание кормушек на участке
Подкормка птиц в течение всего зимнего периода «Новая столовая» З. Александрова.
«Оттаявший чиж» В. Чернышов
«Зяблик»С. Михалков. П/ И: «Гуси-гуси», «Совушки».
Д/ И: «Посмотри и назови, что знаешь, расскажи».
Беседа по теме: У кого где зимний сон?
Цель: Уточнить знания детей о среде и условиях обитания диких животных нашей области, познакомить с природоохранительной деятельностью человека. Рассматривание картин «Лоси у кормушки», «Зайцы зимой», «Лисы зимой».
Подкормка птиц в течение всего зимнего периода «Лиса», «Заяц» Е. Чарушин,
«Волк», «Лисица» А. Клыков.
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Д/ И: «Кто у кого?», «Дом-лес».
Экскурсия в рощу. Цель: Рассматривать представление детей о зимнем состоянии погоды, дать представление о причинах повреждения деревьев зимой, упражнять в охране деревьев. Опыт со снегом (взять в руки). Лепка «Орешки для бельчат». Рисование «Чьи следы?». Стряхивание снега, окучивание снегом стволов деревьев, кустов.
Посев семян ячменя для выращивания птичкам «Береза» С. Есенин.
Д/ И: «Когда это бывает?», «С какой ветки детки?»
Итоговая деятельность по теме: Как заботиться о птицах. Лит-ра «Наша Родина» стр. 289.
III КВАРТАЛ
Познание Художественное творчество Труд Чтение художественной литературы Игровая деятельность
Экскурсия к водоему.
Цель: Наблюдение за пробуждением природы, за появлением первых растений. Вызвать интерес к природным явлениям, к птицам, желание заботиться о них. Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина о животных, птицах.
«Медвежья семья», «У старой сосны» И. Соколов-Микитов в книге Е. И. Золотовой стр. 71. Д/ И: «Посмотри и назови, что знаешь, расскажи» (правила поведения в природе).
Рассказ воспитателя о весне.
Рисование «Весна пришла - зиму ручейками увела». Лепка «Весенний хоровод». Вскапывание земли приствольных кругов, побелка деревьев.
Развлечение «Прилетайте птицы» Цель: Дать представление о роли птиц для деревьев, их охране от насекомых. Поддерживать заботливое отношение к пернатым друзьям. Рисование «Летите-летите-летите!»
Труд на участке ДОУ
Про птиц», «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский, «Стыдно перед соловушкой», «Гнездышко» И. Соколов-Микитов в книге «Наша Родина». П. и. «Совушка»
Деятельность с детьми на тему: Зеленая аптека.
Цель: Знакомить детей с лекарственными растениями нашего края: ландыш, подорожник, одуванчик. Вызвать желание бережно обращаться с ними (Не повреди корень) – дать представление о том, что природа благодарит за заботу. Рисование «Одуванчики», «Лечим травами»
. Сбор цветов одуванчиков, листьев подорожника, сушка их.
Д/ И: «Посмотри и назови» - лекарственные растения.
Экскурсия в парк
Цель: Дать почувствовать детям красоту парка, вспомнить и назвать деревья, кустарники. Вызвать желание оберегать деревья. Закрепить представление: человек – природа.
Рисование «Весенний парк». Аппликация «Цветы для друга». П/ И: «Спрячься за названное дерево»
IV КВАРТАЛ
Темы занятий на летний период
1. Наблюдение за птицами.
2. Сравнение майского жука и муравья.
3. «Зеленая аптека» : спорыш, ромашка.
4. «Гнездо на ветке – птичий дом»
5. Экскурсия в парк, к водоему, по станице.
6. Рассказ воспитателя о жизни диких животных.
7. Беседы о правилах поведения в природе.
8. Работа с родителями : беседовать о сборе лекарственных трав (ромашка, мята, чабрец, мелиса) для заготовки на зиму (зеленый чай).
Послесловие:
Вот есть программа, В ней задачи, что были Мной поставлены:
-Детей нам надо научить, Природе верным другом быть! В ней жить, творить, оберегать. И когда нужно помогать. Ведь мы ее частицы – живые люди, А не просто лица!
Еще пройдет три года тут, Мои ребята подрастут. Надеюсь, многое поймут: Природа – это – ты и я, Береза, лес, вода, земля. Что небо – птице, рыбе – море, А нам без Родины - большое горе! Беречь ее, беречь природу! … Хочу увидеть малышей Здоровыми и сильными, Умелыми и смелыми. Чтобы любили птиц и рыб, Ходили в лес и поле, Пахали землю, растили хлеб И рисовали море …