София Симак
Работа ДОУ по развитию у дошкольников элементарных математических представлений посредством использования ИКТ технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Таким образом, использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования в настоящее время.
Публикация «Работа ДОУ по развитию у дошкольников элементарных математических представлений посредством использования ИКТ технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольном образовании. Сейчас информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных образовательных учреждениях.
Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, (но и все то) что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Педагог должен не только уметь ими пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение НОД.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ :
1. Занятие с мультимедийной поддержкой
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
В непосредственной образовательной деятельности можно использовать следующие формы обучения: мультимедийные презентации и слайды;
компьютерные игры; развивающие компьютерные программы.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Обычно, на занятиях по ФЭМП, педагогам приходится использовать много наглядного материала, который не всегда бывает нужных размеров и хорошего качества. При проверке заданий, выполняемых детьми индивидуально, педагоги часто используют меловую доску или фланелеграф, что тоже вызывает много неудобств.
Использованием мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала.
Созданные презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребёнка, он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.
Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
Компьютерные презентации удобно использовать для вывода информации в виде распечаток в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
тренируется эффективность внимания и память;
формируется тончайшая координация движений глаз.
воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность:
эмоционально окрашенной;
привлекательной;
вызывает у ребенка живой интерес,
является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.
Однако, педагогу, применяющему ИКТ технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Не следует использовать мультимедийные технологии на каждой непосредственно образовательной деятельности, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога и детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. К тому же, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Кроме этого, использование современных компьютерных технологий в обучении дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед воспитателем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом остаются неоспоримыми.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения математике.
Они открывают новые возможности использования педагогических приемов в развитии логического мышления:
подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
посмотреть на работу воспитателя с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями.
В процессе использования компьютерных игр решаются следующие задачи:
развитие интеллектуальной сферы детей: мышления, памяти, внимания;
формирование предметных знаний, умений, навыков;
развитие мотивационной сферы : формирование потребности в знаниях, способах познания;
развитие волевых качеств : формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах;
развитие эмоциональной сферы.
Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, поэтому он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры являются незаменимой частью воспитания и образования детей, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Существуют компьютерные программы, предназначенные для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Программы содержат материал для обучения
счету и обозначению множества цифрой;
о величине предметов и их форме;
о плоскостных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.);
об ориентировки в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).
Данные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.
Компьютерные математические программы и дидактические задания, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видит печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей :
исследовательский характер;
легкость для самостоятельных занятий ребенка;
развитие широкого спектра навыков и представлений;
высокий технический уровень;
возрастное соответствие;
занимательность.
Таким образом, технологии ИКТ позволяют в доступной и увлекательной форме развивать элементарные математические представления у дошкольников.
Интерактивные технологии являются очень яркими моментами в детской деятельности, ребенку не всегда хочется оставлять эти занятия, хочется продолжения яркой игры. Они позволяют не потерять эмоциональный настрой детей, сохранить интерес и добиться поставленной цели.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона, также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности, что способствует осознанному усвоению новых знаний.
Однако, работая с использованием ИКТ, не следует забывать о гигиенических требованиях. Прежде всего, необходимо соблюдать временную нагрузку на организм ребенка, то есть положенный интервал времени, используемый на одной части образовательной деятельности.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
Использовать компьютер для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6-7 лет - 15мин.
Использование ИКТ позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности обучения не только для самого ребёнка, но и для педагога. Оно превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.