Лучший педагог года

Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики — улучшаем речь» (11 фото)

Щепелина Ольга Васильевна
Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики — улучшаем речь»

Развиваем пальчики — улучшаем речь

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Педагоги, работающие с детьми, должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Публикация «Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников „Развиваем пальчики — улучшаем речь“» размещена в разделах

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Цель работы:

Развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

План работы:

Сентябрь

1. Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой. Подбор и изучение литературы по теме.

2. Изучение уровня развития речи мелкой моторики детей. Тесты для диагностики уровня мелкой развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста - Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков.

Октябрь

1. Изучение условий проведения пальчиковых игр.

2. Обучение на курсах повышения квалификации "Коррекция произношения детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики".

Ноябрь

1. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Изучение условий проведения пальчиковых игр.

2. Разработка игр и конспектов по развитию речи с использованием пальчиковых игр.

3. Создание картотеки и медиатеки пальчиковых игр.

Декабрь

1. Самоанализ по изучаемой теме. Диагностика результатов работы по развитию мелкой моторики пальцев дошкольников.

Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была проведена работа по обогащению предметно – развивающей среды логопедического кабинета, которая предусматривает наличие пособий и оборудования, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.

Для формирования мелкой моторики, в логопедическом кабинете оформила - «Центр моторного и конструктивного развития» где расположены:

- Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам;

- Кубики с картинками;

- Игра «Составь цветок из частей»;

- «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;

- Пирамидки разных цветов;

- Массажные мячики разных цветов и размеров;

- Яркие прищепки и игрушки из них;

- Игрушки-шнуровки;

- Игрушки-застежки;

- Средняя и крупная мозаика;

- Мячи среднего и малого размера разных цветов;

~Маленькие массажные коврики;

- Небольшие игрушки для обыгрывания;

- Много пособий, сделанных своими руками.

Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики — улучшаем речь»

Пальчиковые игры.

Важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности дошкольников. В ходе пальчиковых игр, дети повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В своей работе дополнительно использую материал Н. В. Нищевой. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Фото «Развиваем пальчики — улучшаем речь»

Пальчиковые игры-потешки.

В начале обучения я провожу игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников - фото

Для развития мелкой моторики рук мною используются разнообразные приемы и методы работы:

Физкультминутки.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, снятие нагрузки, повышения работоспособности. Физкультминутки проводятся традиционно в сочетании движений с речью. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает многими преимуществами: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов -потешек.

Массаж кистей рук, Су-Джок терапия.

Использую такую инновационную технологию, как Су-Джок терапия, которая очень нравиться детям и позволяет решать много задач.

Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Приемы Су-Джок терапии используют в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевают на палец и проводят массаж до появления ощущения тепла. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека. Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-Джок терапию, не лечение, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.

Фото №1 Развиваем пальчики улучшаем речь В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью Фото №2 Но к сожалению существует много причин когда его речь не сформирована должным образом и одна из них плохо развитая

Дидактические игры: мозаика, шнуровка, счетные палочки, игры с мелкими предметами.

Данные игры развивают мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игры способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом. Такие игры учат внимательности и аккуратности – у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большой легкостью ориентироваться на плоскости.

Мелкая моторика мелкая моторика рук Педагоги работающие с детьми должны знать о важности Развитие ребенка Материалы для педагогов развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук

Веселые прищепки.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за ребенком, можно определить какой рукой предпочтительнее работает - правой или левой. Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, плоская фигура из толстого картона (дерево, солнышко, морковка и др.). Ребенок берет коробку с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные, колючки ежику, листочки дереву и т. д.

Фото №3 Публикация Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников Развиваем пальчики улучшаем речь размещена в разделах Мелкая моторика Работа логопеда Фото №4 Логопедия Развитие ребенка

Все приведенные примеры на развитие мелкой моторики очень нравятся детям, а главное приносят желаемый результат.

Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, я добилась определённых результатов. По результатам диагностики у детей улучшилась функция мелкой моторики пальцев, усовершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать. Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной.

В дальнейшем я буду продолжать работу по развитию мелкой моторики рук, способствуя развитию речи дошкольников.

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Публикации по теме:

Лекторий для родителей «Развивая пальчики — развиваем речь ребенка» Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном.

Лэпбук «Умные пальчики. Развиваем речь»Лэпбук «Умные пальчики. Развиваем речь» Этот Лэпбук можно использовать для индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Детям этого возраста очень нравится что-то делать своими.

Консультация по развитию мелкой моторики рук «Умелые пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Звоночек» Методическая разработка «Умелые пальчики» (развитие.

Методическая разработка «Развивая пальчики, улучшаем речь» Методическая разработка «Развивая пальчики, улучшаем речь» Составитель: воспитатель Мамедова Елена Олеговна «Умелые пальчики».

Методическая разработка «Тренируем пальчики, развиваем речь!» Тренируем пальчики, развиваем речь! Автор: Антипова Ольга Леонидовна Организация: ГБДОУ детский сад №409 Санкт-Петебург Уровень развития.

Проект для первой младшей группы «Развиваем пальчики, развиваем речь» Проект «Развиваем пальчики, развиваем речь» Проект первой младшей группы: обучающий, игровой Продолжительность проекта: долгосрочный.

Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития. Выполнила: Датаджиева С. З. Содержание.

Консультация «Развиваем пальчики — тренируем речь» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – СТИМУЛИРУЕМ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития.

Развиваем речь, играя. Игры на развитие мелкой моторикиРазвиваем речь, играя. Игры на развитие мелкой моторики Развиваем речь, играя. Игры на развитие мелкой моторики. Всем известно высказывание Сухомлинского, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Консультация «Тренируем пальчики — развиваем речь» Предисловие Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа логопеда по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики — улучшаем речь»
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 22:09
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД