Получи документы

Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития

Сапият Датаджиева
Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития

Проектная работа

Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития.

Выполнила:

Датаджиева С. З.

Содержание

Введение

1. Пояснительная записка

2. 1 Этап. Подготовительный

3. 2 этап. Основной.

4. 3 этап. Заключительный.

5. Список литературы

Пояснительная записка

Актуальность.

Публикация «Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт.

Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – важное условие готовности к школьному обучению.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

В наше время становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию с детьми на занятиях, режимных моментах, а также в свободное время.

Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Речь является основным способом общения. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

У детей с проблемами в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.

Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.

Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.

Таким образом, развитие речи посредством игровой деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человечка.

Участники проекта :

Данный проект осуществляется на базе МБДОУ детского сада № 2 комбинированного вида. Проект реализуется в совместной деятельности детей, учителя логопеда, воспитателей и родителей группы компенсирующей направленности, педагогов ДОУ.

Вид проекта :

-познавательно-речевой, творческий.

-долгосрочный

Ожидаемые результаты:

У детей

- Активизация словаря детей;

- Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;

- Развитие диалогической и монологической форм речи;

- Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- Речевое раскрепощение детей;

- Совершенствование навыков общения детей в коллективе;

- Повышение общей культуры ребенка;

- Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

У родителей:

Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

У педагогов:

- Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

- Разработка методического и практического материала по проекту.

Содержательная часть

Цель проекта :

«Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей старшего дошкольного возраста через игру».

Задачи проекта :

- Формировать правильное дыхание (выработка правильной и длительной воздушной струи).

- Подготовить речевой аппарат детей к правильному звукопроизношению через артикуляционные упражнения.

- Преодолеть речевой негативизм и пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через игровую деятельность.

- Развивать мелкую моторику рук, используя различные элементы массажа, игры и упражнения с пальчиками; развивать память ребенка через пальчиковые игры.

- Развивать лексико-грамматические компоненты речи.

- Развивать у детей внимание, мышление через речевые игры.

- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение.

- Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

- Формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;

- Развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;

- Развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;

- Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

- Консультирование педагогов в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством игровой деятельности, будет способствовать развитию активной, правильной, насыщенной речи дошкольников.

Методы реализации поставленных задач:

- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

- Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.

-Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

- Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования.

- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

1. Этап. Подготовительный

Создание условий для реализации проекта : подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;

Задачи:

- Выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

- Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

- Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

- Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

.

Для детей:

- Углубленное обследование уровня развития речи ребенка.

- Составление плана индивидуального маршрута.

- Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

- Формировать выработку правильной воздушной струи (дыхательная гимнастика).

- Формировать правильный уклад языка для постановки звуков в виде артикуляционных упражнений («Сказка о Веселом Язычке»).

- Разработка бесед с детьми

- Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями

Для родителей:

1. «Причины речевых нарушений».

Задачи:

1. Познакомить родителей с краткой характеристикой основных причин патологии детской речи;

2. Разъяснить необходимость комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений;

3. Дать обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

4. Объяснить необходимость активного родительского участия в коррекционно-педагогической работе в содружестве со специалистами детского сада.

2. Родительское собрание в виде игры «Устами младенца».

Цель:

Формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с учителем-логопедом и воспитателями.

3. Семинар-практикум (совместно с детьми) : «Сказка о Веселом Язычке» :

Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. Составление артикуляционной сказки о язычке совместно с ребёнком в домашних условиях.

2 этап. Основной.

- Организация мероприятий, направленных на развитие речевого, интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

- Беседа «…да в ней намёк»

- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

- Разучивание диалогов к сказкам.

- Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.

- Упражнения- пантомимы.

- Упражнения на координацию речи с движением.

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

- Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.

- Загадки о сказках, героях сказок.

- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка

- Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных методов и технологий в системе работы.

Работа с родителями

- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

- Еженедельное информирование о ходе проекта.

- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

- Чтение сказок с детьми.

Рекомендации:

- По развитию интонационной выразительности речи,

- По разучиванию диалогов между героями сказок;

- По развитию мелкой моторики

Семинары-практикумы:

- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;

- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

- Знакомство с речевыми играми.

Цель: Повысить эффективность взаимодействия учителя- логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков.

- Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедической организованной образовательной деятельности.

- Оказание помощи в правильной организации логопедической организованной образовательной деятельности дома.

3 этап. Заключительный.

Выставка творческих работ подготовленных воспитанниками и их родителями. Все мероприятия проекта направлены на формирование речевой и познавательной активности детей, развитие творческого потенциала детей через игровую деятельность. На установление доверия, взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений. Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс.

Показ спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Колобок наоборот» для детей других групп, родителей. Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением

Подведение итогов проекта в виде мероприятий :

- «Путешествие в страну красивой речи»

- Выпуск стенгазеты «Мы красиво говорим»

- Выставка «Моя любимая буква»

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: биоэнергопластика, мультимедийные презентации, Су-джок терапия, дифференцированный подход.

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

Улучшилось звукопроизношение

Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

Повысился культурный уровень дошкольников.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала.

Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сенситивный период речевого развития и творчества детей.

Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы : решена одна из наиболее сложных проблем – проблем различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т. к. овладели необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, мероприятия, которые были проведены с родителями в течение года, дали свои результаты. В ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на речевое развитие дошкольников.

Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

Я не остановлюсь на достигнутом, буду искать и разрабатывать новые инновационные формы коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы:

1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948.

3. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

4. Журова Л. Е., Элъконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1963.

5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : Гном и Д, 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : Гном и Д, 2000.

7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.

8. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М. : «Академия», 2002.

10. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.

11. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М. : Гном и Д, 2000.

12. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. : Просвещение, 1991.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М. : Альфа, 1993.

14. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М. : "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998

15. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

Публикации по теме:

Буклет «Развиваем речь, играя!»Буклет «Развиваем речь, играя!» В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Я составила информационный буклет для родителей.

Консультация «Развиваем речь, играя» Речь-это средство общения людей и форма человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом пользуются.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Лэпбук «Развиваем речь, играя»Лэпбук «Развиваем речь, играя» Мной был создан лэпбук, "Развиваем речь, играя" для детей младшей группы, там представлен игровой развивающий материал для использования.

Мастер-класс для педагогов «Играя развиваем речь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 53 «РОСТОЧЕК» Мастер – класс для воспитателей.

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь» Тема. Играя, равиваем речь Цель: повышение - педагогической компетенции родителей по теме Задачи: - обратить внимание родителей на значение.

Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развитияПрограмма формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития Актуальность программы Одной из приоритетных задач российского образования в настоящее время является обеспечение государственных гарантий.

Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования Дети – дошкольники большую часть времени проводят в детском саду. В этом возрасте они очень любознательны, у них есть огромное желание познавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 17:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД