Лучший педагог года

Работа над художественным стихотворным произведением

Анна Кузнецова
Работа над художественным стихотворным произведением

Работа над художественным стихотворным произведением.

Солнце брызжет, солнце греет.

Небо – василек.

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок.

Саша Чёрный.

Поэтические образы открывают и объясняют ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. Поэтому, работая над художественным стихотворным произведением, можно решать сразу несколько задач, таких как:

Публикация «Работа над художественным стихотворным произведением» размещена в разделах

• развитие произвольной памяти,

• развитие наглядно-образного мышления,

• обогащение словарного запаса,

• формирование грамматического строя речи,

• развитие фонематического слуха,

• автоматизация звукопроизношения,

• формирование просодической стороны речи.

Помимо всего, это очень интересная, творческая работа, результатом которой, является выразительное чтение стихотворений детьми друг другу в группе, на празднике, участие в конкурсе чтецов и т. д.

Этапы работы над стихотворением.

1. этап. Выбор произведения.

Стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка, оно должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздать его.

2. Чтение стихотворения.

Не спеша, выразительно прочитать всё стихотворение от начала до конца.

3. Работа над пониманием текста.

Можно предложить детям рассказать, о чем говорится в этом стихотворении, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Что автор хотел сказать этим стихотворением? Можно помочь им наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала значительно облегчает его последующее запоминание.

4. Словарная работа.

Необходимо обращать внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение : если в речи появляются искаженные слова, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Важно доступно объяснить. Для этого надо заранее предусмотреть, что вызовет у ребёнка затруднение, вопросы, обратиться к словарю и провести словарную работу.

5. Работа над грамматическим строем речи.

Стихотворение использовалось так же и для работы над грамматическим строем речи. Так, например, дети учатся подбирать отглагольные прилагательные к словам – действиям и т. п.

6. Работа над звукопроизношением и фонематическим слухом.

Подбирая стихотворение для конкретного ребёнка, нужно учитывать особенности звукопроизношения.

7. Работа над выразительностью речи.

Выразительность прочтения стихотворения ребёнком, зависит от того, насколько хорошо он понимает и чувствует это произведение : скрытый смысл слов, метафоры, характеры героев, настроение. Всё это мы с детьми обговариваем и поясняем. Можно предложить ребёнку «превратиться» в героя стихотворения и попробовать передать его характер, мимику, манеру говорить, двигаться. Дети по-разному эмоционально проговаривали текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик, чтоб в результате понять с какой силой голоса и каким тембром произносить ту или иную строку стихотворения.

8. Запоминание стихотворения.

Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

При заучивании стихов необходимо учитывать особенности запоминания каждого ребёнка, так как от вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов.

Визуальный

Визуалам обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Необходимо построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем в нём говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по получившейся мнемотаблице, предложить ребёнку несколько раз воспроизвести стихотворение. Через некоторое время опору убирать.

Двигательный

Основной его принцип в том, что ребенку-кинестетику, необходимую дать опору для запоминания - подкрепить запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода - класть в блюдо шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть или нанизывать пирамидку, бусы. Но более интересным и творческим для детей было бы самостоятельное изготовление героев стихотворения и обыгрывание ситуации одновременно с заучиванием текста.

Слуховой

Для ребёнка – аудиала эмоционально прочитав стихотворение, необходимо интонационно выделять слова, несущие особую смысловую нагрузку, которые должны быть ключевыми в запоминании текста. Используя этот метод, следует опираться не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивать каждый куплет, а потом воспроизвести все стихотворение целиком.

Определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.

Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все произведение, некоторые запоминают всё сразу, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Дети могут читать их на утренниках, досугах, тематических мероприятиях. Таким образом, тренируется долговременная память и наполняется поэтический «багаж» ребенка. Если вы будете спокойны и уверенны, будете ободрять ребенка, у него обязательно все получится!

Публикации по теме:

«Художественное слово в жизни ребенка» Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает.

Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека» В. Г. Белинский. Вряд ли кто-то возьмётся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над художественным стихотворным произведением
Опубликовано: 9 марта 2015 в 22:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД