Получи документы

Работа над словарём и грамматическими категориями

Юлия Данченкова
Работа над словарём и грамматическими категориями

Работа над словарём и грамматическими категориями

Любую работу по коррекции речи всегда необходимо начинать с определения уровня её развития на момент начала работы. Для этого необходимо провести полное обследование речи.

Основные виды работы :

1. Выявление объёма пассивного и активного словаря ребёнка по всем словесным категориям (слова-предметы, слова-действия, сло-ва-признаки).

2. Проведение детального обследования словаря ребёнка на предметном и картинном материале по всем лексическим темам.

Публикация «Работа над словарём и грамматическими категориями» размещена в разделах

3. Внесение результатов обследования в таблицу.

4. Планирование индивидуальной работы с каждым отдельным ребёнком в соответствии с результатами обследования.

Основные методы обследования:

1. Вербальные - ребёнку даётся речевая инструкция на выполнение конкретного задания.

1.1. Пассивный словарь слов -предметов : "Покажи, где яблоко, корова, шкаф, лиса, рубашка, тарелка. и т. д. "

1.2. Активный словарь слов-предметов : "Назови, что здесь нарисовано. Где их можно увидеть все вместе? Как они называются одним словом? и т. д. "

Состояние активного и пассивного словаря слов-признаков и слов-действий выявляется аналогичным способом. Результаты обследования также заносятся в таблицу, а затем так же составляется индивидуальный план работы в зависимости от уровня развития словаря.

Примерный ход обследования по теме "Овощи" :

На столе лежат картинки (муляжи) овощей. Инструкции логопеда для обследования пассивного словаря слов-предметов у детей с тяжё лой формой недоразвития речи:"Покажи, где лежит картофель, морковь, лук, капуста,. и т. д. " Инструкции для обследования акивного словаря слов-предметов :"Назови предметы, которые тут лежат. Как они называются одним словом (обобщающее слово?

Пассивный словарь слов-признаков можно проверить следующими вопросами:"Какой овощ горький?. колючий?. тяжёлый?. красный?. жёлтый?. фиолетовый?. и т. д.

Для обследования состояния активного словаря слов-признаков целесообразны такие вопросы:"Какой лук на вкус?. огурец-на ощупь?. тыква по весу?. кабачок по форме? репа (баклажан, помидор) по цвету?. горох, фасоль по размеру? Какой будет суп из свёклы?. котлеты из моркови?. икра из кабачков (баклажанов?. салат из капусты?. пюре из гороха?. сок из тыквы? и т. д.

Для выявления объёма словаря слов-действий уместны такие вопросы:" Что делают люди в огороде весной?. летом?. осенью?" Аналогичным образом обследуется словарь по остальным лексическим темам. Как показывает опыт работы, у всех детей с ОНР крайне низкая наполняемость активного словаря слов-предметов, и ещё более ограниченный словарь слов-признаков и слов-действий. Поэтому первым шагом в работе над словарём является его ОБОГАЩЕНИЕ, то есть количественное увеличение слов-предметов по конкретно взятой лексической теме.

Работать лучше не только с картинным материалом, но и с непос-редственными предметами, так как чувственное восприятие оставляет более глубокий след и способствует быстрому запоминанию слов. Осознанному запоминанию помогают игры с предметами по данной теме (особенно эффективна знаманитая игра "Волшебный мешочек", рисование прдметов с натуры и по памяти, вылепливание их из пластилина, постройка из кубиков, собирание пазлов и т. д. Чувственно-анализаторное восприятие (ощупывание, пробование на вкус, обнюхивание) помогают лучше запомнить слова-признаки и согласовывать их со словами-предме-тами : лук - твёрдый, горький, резкий. Для запоминания слов-действий наилучшим видом работы являются практические действия с непосредственными предметами: посадка лука, картофеля весной на огороде детского сада, уборка урожая кабачков, баклажанов, помидоров, огурцов, репы, моркови и др. осенью, проведение праздника урожая после уборки овощей и приготовление из них различных угощений. Это второй шаг в работе над словарём, называющийся его ЗАКРЕПЛЕНИЕМ. А третий, последний шаг - это осознанное употребление активного словаря в СПОНТАННОЙ РЕЧИ ребёнка.

Для этого наилучшим образом подходят игры-театрализации, где проявляется качество словаря и правильность грамматических категорий, используемых детьми в собственной речи. Работа над грамматическими категориями не должна проводиться изолированно от работы над словарём, поскольку целью логопедической работы является полноценная, грамматически правильная речь ребёнка. Поэтому все игры со словами - предметами должны включать в себя сочетания с количественными и порядковыми числительными (одна репа, первая тыква,. , называние именительного падежа множественного числа (баклажаны, перцы, сочетание со словом "много" (помидоров, картофеля, употребление уменьшительно-ласкательных слов (капусточка, салатик, превосходной степени (морковища, тыквища, изменение слов по падежам без предлогов (нет лука, огурца, кабачков, с предлогами (о горохе, у капусты, про свёклу, уметь образовывать относительные прилагательные (свекольный салат, морковные котлеты, фасолевый суп, томатный сок). Обязательным условием является образование родственных слов : огородник, огородничий, огородище, огородники и т. д. Данная лексическая тема представляет из себя богатейший материал для творческой работы как начинающим логопедам, так и опытным воспитателям. Работая таким образом, можно добиться высоких результатов.

Публикации по теме:

Использование светового стола для коррекционной работы с различными категориями детей дошкольного возраста.Использование светового стола для коррекционной работы с различными категориями детей дошкольного возраста. Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом.

Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте» Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте». Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы.

Консультация для родителей «Работа над мелкой моторикой детей младшей группы» Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием формирования развития речи у детей. При недостаточно развитой речи дошкольника,.

Открытое занятие «Эмоции. Работа над выражением своих эмоций через действие» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «ДДТ «Юность» Г. Петропавловск-Камчатский План-конспект.

Открытый урок «Работа над штрихами» Открытый урока по классу скрипки. Тема урока; «Работа над основными штрихами со скрипачом в младших классах» с учащейся 2 класса (скрипка).

Работа над музыкальным произведением с начинающими Одним из важнейших условий осмысленного исполнения является понимание учащимся логических закономерностей музыкальной речи в целом и внутренней.

Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.

Работа над проектом «Книга и дети» «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». (В. Сухомлинский) Одной из приоритетных проблем нашего общества является.

Работа над произношением Подборка упражнений для уроков английского языка в начальной школе. Эти упражнения универсальны и подходят для любого возраста учащихся.

Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. А. Сухомлинский) Чтение – это не только тот предмет, которым.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа над словарём и грамматическими категориями
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 19:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД