Бычкова Лариса Николаевна
Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте».
Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки.
Публикация «Из опыта работы „Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа,его морально-этические, социально –эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К. Д. Ушинского о том, «что природа страны,ее история,отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу- родной язык, остались бессмертными».
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:
-недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;
-низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;
-недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника;
-низкий уровень приобщения к народным традициям.
Мы предлагаем работу над пословицей выстроить в следующей последовательности :
1. Природа - времена года.
2. Моя семья.
4. Качества человека.
5. Труд.
6. Родина.
К изучению пословиц мы подошли постепенно: через наблюдения в природе. Когда дети научились самостоятельно видеть изменения в природе и устанавливать простейшие связи между явлениями, мы ввели в работу с детьми цикл пословиц «Природа- времена года».Данную работу начали со второй половины средней группы. Взяли пословицу «Мороз не велик, а стоять не велит», «Апрель с водой, май с травой», «Худо лето, когда солнца нету», «Осень дождлива, да сытна».
Далее мы планируем познакомить детей с пословицами по теме «Семья». Эти пословицы рационально использовать к знаменательным датам: День семьи, День матери, 8 Марта, 23 февраля, Новый год, Рождество и т. д. К темам по социализации: «Мы - дети», «Моя семья», «Детский сад», «Праздник-это весело», «Мамин праздник».
Без матери родной и цветы не растут.
Без старых не проживешь.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Нет лучшего друга, чем родная матушка.
Хороший сын отцу радость, а плохой печаль.
В родной семье и каша слаще.
Материнская ласка конца не знает.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Это пословицы из цикла «Качества человека».
*Кто вчера солгал - тому и завтра не поверят.
*Ссора до добра не доведет.
*Кто ленится - тот не ценится.
*Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
*Человек без друзей, что солнце без лучей.
*Умей взять - умей и отдать.
Изучая пословицы о труде, можно показать значение труда в жизни людей. Эта группа пословиц помогает лучше раскрыть тему «Профессии», сделать ярче трудовые поручения, наблюдения за трудом взрослых.
*Труд человека кормит, а лень портит.
*Без дела жить - только небо коптить.
*Работай смелее - будешь жить веселее.
В ходе беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки :
*Где смелость, там и победа.
*Если армия сильна, непобедима и страна.
*В бою нужна не только винтовка, но и смекалка и сноровка.
*Где храбрость и отвага- до победы два шага.
Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.
*Человек без Родины, что человек без песни.
*Родина- мать, умей за нее постоять.
*Жить- Родине служить.
*Один за всех и все за одного.
Существуют и другие тематические группы пословиц и поговорок, но мы взяли те, которые доступны восприятию и пониманию дошкольника.
Над каждой пословицей мы работаем поэтапно.
1. Ситуативное употребление пословиц воспитателем в повседневном общении и деятельности. Например. На прогулке в наблюдениях. Когда пасмурная погода летом, в ходе беседы воспитатель употребляет пословицу : «Худо лето, когда солнца нету».
2. Анализ лексического значения пословицы, работа над сложными устаревшими словами. Целевое освоение детьми пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя (заучивание). Лексическое значение слова «худо»-плохо. Беседа с детьми «Почему летом плохо без солнца?».
3. Побуждение к употреблению детьми пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя. Например. После изучения данной пословицы, воспитатель выбирает момент, когда можно применить ее. В ходе наблюдения просит вспомнить пословицу о таком состоянии погоды: «Как наши предки в старину говорили о пасмурном лете?»
На сегодняшний день мы остановились на данном этапе.
При знакомстве с пословицами социальной направленности добавляются следующие этапы. К этой работе мы планируем приступить со 2-ой половины старшей группы.
4. Побуждение детей к употреблению пословиц в контексте обыденной жизни. Например. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Очень часто мы слышим эту пословицу, когда дети стремятся ободрить товарища, у которого что-то не получается.
5. Нравственный анализ житейских ситуаций с применением пословиц. Например. Поспешишь- людей насмешишь. Дети применяют данную пословицу после растирания, когда все торопятся быстрее одеться и поменять варежки. В результате спешки многие дети одеваются неаккуратно, неправильно.
6. Результатом всей этой работы будет самоинициативное употребление пословиц детьми.
К этой сложной работе мы приобщаем и родителей. Предлагаем для заучивания и бесед подборки пословиц по темам. (Картотека прилагается.)
Картотека методов и приемов работы над пословицей. (Картотека прилагается.)
Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые, хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности-учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.