Лучший педагог года

Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе на материале стихотворений «Бабочка» А. Фета, В. Набокова

Татьяна Жданова
Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе на материале стихотворений «Бабочка» А. Фета, В. Набокова

Цели: показать учащимся явления мира живой природы как образы, созданные с помощью слов; помочь ученикам прочесть и осмыслить несколько небольших по объёму, но очень интересных и разных текстов, воспринять красоту каждого текста.

Задачи: развивать у учащихся навыки анализа текста; научить находить общее и различное в нескольких произведениях и понимать своеобразное видение мира природы каждым автором;

воспитывать умение видеть прекрасное, воспринимать его, прививать любовь ко всему живому.

Публикация «Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе на материале стихотворений „Бабочка“ А, Фета, В, Набокова» размещена в разделах

Оборудование: компьютер, проектор, презентация; у каждого ученика на парте распечатки с текстами стихотворений А. Фета, В. Набокова, И. Бродского с общим названием «Бабочка», тесты, варианты домашних заданий; запись музыкальных произведений под названием «Бабочка» композиторов А. Шнитке и на доске записаны тема: «Образ бабочки в произведениях русских поэтов (А. Фет, В. Набоков, И. Бродский, музыке, изобразительном искусстве»; эпиграф «По какой – то причине бабочки являются хранителями золотой пыли вечности… Эта пыль является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда, отрывок из эссе Ф. Розинера к картине М. Чюрлёниса «Истина» : «миг – свеча – свет истины – бабочка – беззащитность – стремление к свету, знанию, счастью – человеческая душа – ангел – бесконечность - непознаваемость – вечность».

Ход урока

1. Введение в тему (слово учителя).

Образ бабочки уникален, потому что сочетает в себе хрупкость, бессилие и невероятное могущество, часто не подвластное ей самой. Бабочка летает на грани между жизнью и смертью, хрупкостью и могуществом, знанием и легкомыслием. Она неразрывно связана со смертью и возрождением. О бабочке и её таинственной связи с человеком, его душой размышляли многие поэты и философы, начиная с Лао-Цзы, философа древности, который, проснувшись однажды, не мог понять: человек ли он, которому приснилось, что он бабочка, или бабочка, которой снится, что она человек.

2. Целеполагание. Посмотрите презентацию и определите её тему, которая поможет нам сформулировать цели нашего урока.

В начале урока учащимся предлагается просмотр презентации на тему «Бабочка», в которой они встретятся не только с образом бабочки, но также и с образами ангела, света, свечи, т. е. теми образами, которые неотрывно сопровождают образ бабочки в поэзии, изобразительном искусстве (использована музыка Шнитке «Бабочки»).

Учитель: на нашем уроке мы попытаемся понять, почему образ бабочки так часто встречается в поэзии, музыке, живописи; чем привлекает он художников, поэтов, композиторов; сравним бабочек А. Фета, В. Набокова, выясним, в чём их различие и что общего (на партах – тексты произведений, попытаемся приблизиться к постижению загадки бабочки И. Бродского, познакомимся с бабочками художника Чюрлёниса и композитора Куперена.

Ученик читает стихотворение А. А. Фета.

1). Обращаем внимание на ритм стихотворения, на его визуальный образ. (Пятиклассники без особых усилий отмечают, что чередование длинных и коротких строк создаёт ощущение порыва, мигания крыльев бабочки во время полёта).

2). Просим прокомментировать словосочетание «живым миганьем».

3). Предлагаем найти слова, которые являются, с точки зрения учеников, особенно важными и яркими для характеристики образа. (Учащиеся выделяют следующие слова и сочетания : «воздушным очертаньем», «живым миганьем», «лишь два крыла», «цветок лёгкий»)

Подбирая определения – характеристики для образа, выясняем, что фетовская бабочка быстрая, лёгкая, воздушная, живая.

Учитель обращает внимание учеников на слово «живой». Выясняется, что это слово многозначное, ребята выбирают самое точное, на их взгляд, значение: «живое миганье» – быстрое. Несколько учеников предполагают, что помимо значения «быстрый» слово «живой» имеет смысловой оттенок «переливающийся», быть может, «разноцветный» («Бархат тельца бабочки переливается на солнышке разными цветами»).

Слово «дышать» (дети чувствуют его условность) встречается в стихотворении А. Фета в разных формах дважды: «и вот дышу», «дышать хочу». Пятиклассникам предлагается для выяснения значения слова «дышать» обратиться к своеобразному тесту. На доске записаны слова, дети должны выбрать самое подходящее, на их взгляд, слово или словосочетание. Приводим этот тест:

1) существую; 2) живу; 3) сливаюсь с миром, который вокруг нас; 4) радуюсь; 5) ликую.

Школьники останавливаются на выборе нескольких значений: «живу», «радуюсь», «сливаюсь с миром…». На вопрос: почему слово «радуюсь» отражает сущность слова «дышать», а «ликую» - нет, ученики отвечают: «Слово «ликую» не подходит по тону к бабочке Фета, к настроению фетовского стихотворения». (Работа над стихотворением В. Набокова покажет, что одни и те же слова в разных контекстах могут иметь разные смысловые оттенки).

Вопрос, с кем разговаривает бабочка, не вызывает у ребят затруднений: они легко находят вопросительные предложения и говорят, что разговор происходит с автором произведения. Вопрос же, почему бабочка просит не спрашивать, откуда появилась и куда спешит, подводит ребят к разным вариантам ответов. Наиболее любопытной представляется такая версия: «Бабочка живёт один миг, поэтому не хочет отвечать на какие – либо вопросы». Предлагаем ребятам проанализировать ряд слов (они выписаны из этимологического словаря, раскрывающих происхождение слова «мигать» :

мигать (- миг -) – моргать – мерцать (мерцание - слабое свечение) – меркнуть -, а потом объяснить значение слова «улечу», опять предлагая своеобразный тест :

1) исчезну; 2) умру; 3) растворюсь; 4) сольюсь с другим миром. Большинство ребят считают, что наиболее близким по значению к слову «мигать» является слово «исчезну» (таким образом, мы подходим к выводу, что слова «улечу» и «дышу» в стихотворении А. Фета – контекстные антонимы, слово «умру» ученики отвергают, затрудняясь ответить, - почему. Они не всегда могут выразить очень точно воспринятое слово.

Шагом навстречу к постижению тайны является прочитанный учителем отрывок из стихотворения И. Бродского «Бабочка» : «Сказать, что ты мертва, но ты жила лишь сутки…».

Таким образом, ребята подведены к соприкосновению со смысловым символическим рядом из эссе Ф. Розинера к картине М. Чюрлёниса «Истина» : «миг … вечность».

После этого мы переходим к анализу стихотворения В. Набокова. Ребятам предложено после прослушивания второго стихотворения в исполнении артиста (аудиоматериал В. Г. Маранцмана) выписать те слова, которые встретились в стихотворении А. Фета. Ученики выписывают слова «живой», «дышат», «бархат». Устанавливаем их значение и сопоставляем со значением слов у Фета.

Пятиклассники отмечают, что у Набокова дышит не сама бабочка, а «дышат зубчатые нежные крылья», живое миганье фетовской бабочки сменяется «бархатом живым» у бабочки Набокова. Ребята отмечают, что в этом стихотворении за словом «живой» закреплено иное значение, противоположное фетовскому, - живой как антонимичное мёртвому, быть может, засушенному (ребята знают о страсти В. Набокова – энтомолога). Вместе с тем, они улавливают и общее между двумя бабочками : разноцветье перелива и миганья, - но отмечают, что бабочка В. Набокова ярче.

Со словом «ликует» мы соприкоснулись, говоря о стихотворении А. Фета. Обратим теперь на него особое внимание. Ребята запомнили его значение: «ликовать» - восторженно радоваться, торжествовать.

На уроках словесности ученики не раз соприкасались с высокой торжественной лексикой, поэтому задание выстроить последовательный ряд слов торжественной лексики не вызывает затруднений. Ребята выписывают слова : «сладостно светится», «припадая», «обращаясь к лучам», «ликуют», «мерцают Божественно», «грёза», «трепет», «Серафим», «дивное свидание», «священный узор».

Вопрос, какое настроение создал В. Набоков в своём стихотворении, какой образ бабочки открывается им, позволяет выявить следующее: настроение стихотворения торжественное, его создают слова соответствующей лексики; в образе бабочки чувствуется божественное начало (Серафим – посланник Божий). Вопрос, почему образ лирического героя должен узнать бабочку в Серафиме, подводит учеников к открытию: бабочка В. Набокова, как и Серафим, - посланник Божий, это не просто бабочка, а бабочка – ангел (ребята вспоминают бабочку Н. Чюрлёниса). Кроме того, они находят «внешнее», цветовое сходство этих образов, открываемое словесным рядом : «светится», «к лучам», «мерцают Божественно», «жёлтой», и замечают, что золотистый нимб над головой Серафима напоминает жёлтую круговую бахрому бабочки в стихотворении.

Для того чтобы ученики могли почувствовать образы этих двух бабочек, представить их, учитель предлагает послушать миниатюру Куперена «Бабочки». После этого ученики рассказывают, какую бабочку они увидели, на чью, фетовскую или набоковскую, она более похожа, почему.

Теперь, когда ребята на этом этапе исследования поэтических произведений составили, на наш взгляд, достаточно яркие образы бабочек, обратим их внимание к двум картинам с изображением исследуемых образов

(такими их увидела будущая художница, студентка КГУ). Пятиклассники успешно комментируют эти два образа бабочек.

После этого мы обращаемся к третьему стихотворению с образом бабочки (точнее, отрывку из него) – И. Бродского. Здесь, как и в стихотворении А. Фета, обращаем внимание на ритмику отрывка и приходим к выводу, что Бродскому особенно важно было выделить отдельные фразы, заключив их в долгие паузы. Ученики их легко находят: «и то, и это», «ты, как мысль о вещи», «звезды, лица, предмета», «мы – вещь сама». Работаем над логическим ударением, без этого невозможно приблизить учеников к пониманию стихотворения И. Бродского. Пытаемся выяснить значение слова «вещь». Перед пятиклассниками возникает много проблем, потому что стихотворение это насыщено условностями. Тем не менее, ребята без труда указывают, что этот образ бабочки совсем не похож на предыдущие. Они замечают, что бабочка И. Бродского с чертами звезды, лица, предмета, что если внимательно рассмотреть прожилки и узор крыльев бабочки, то можно увидеть предметы окружающего нас мира. Ученики не могут сами создать словесный образ этой бабочки, потому что у Бродского это бабочка – символ. С этим произведением ребята смогут подробно познакомиться в старшем звене, пока же наша задача – дать возможность ученикам почувствовать образ – символ, соприкоснуться с таинством слова, яркого, выразительного, глубокого, многозначного.

Тематически определённые рамки этой статьи не позволяют нам рассмотреть все способствующие художественному восприятию составляющие двух уроков по одноимённым произведениям А. Фета, В. Набокова и И. Бродского. Нашей целью было показать, что подготовка учащихся к эстетической нравственно – мировоззренческой интерпретации текста в старших классах может плодотворно осуществляться в классах среднего звена, если основываться на анализе образа как сквозного, выявлении его индивидуальных черт и общих символических признаков в разных текстах. Этап наивно – реалистического восприятия произведения молодых читателей – благодатная почва для формирования базовых умений и навыков анализа художественного текста с точки зрения определения слова как первоэлемента индивидуально – авторского мировосприятия.

Библиография

1. Ушинский К. Ф. Родное слово. Собрание сочинений. Т. 2. М. – Л. ,1948, с. 558.

Публикации по теме:

Коллективная работа из листьев «Бабочка»Коллективная работа из листьев «Бабочка» Используемые материалы: 1. Фломастеры; 2. белый картон; 3. клей; 4. листики 5. кисточки для клея. Предварительная работа: Наступила.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Коллективная работа в технике торцевания «Бабочка»Коллективная работа в технике торцевания «Бабочка» Здравствуйте, коллеги! Хочу представить нашу работу-бабочку в технике торцевания. Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности.

Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом» «Основные этапы работы над образом» Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в.

Перспективное планирование по чтению литературы и разучивание стихотворений, считалок, загадок в старшей логопедической группе Сентябрь 1 неделя - Тема «Наш детский сад» -Чтение стихотворения О. Высотская «Детский сад», З. Александрова «Катя в яслях». -Чтение отрывка.

Работа над музыкальным произведением с начинающими Одним из важнейших условий осмысленного исполнения является понимание учащимся логических закономерностей музыкальной речи в целом и внутренней.

Работа над произношением Подборка упражнений для уроков английского языка в начальной школе. Эти упражнения универсальны и подходят для любого возраста учащихся.

Работа с художественным словом в детском саду Работа с художественным словом в детском саду. 12 июня 2014 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской.

Консультация «Самостоятельная работа учащихся на уроках математики» Самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под руководством учителя, в ходе которой.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе на материале стихотворений «Бабочка» А. Фета, В. Набокова
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 22:10
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД