яна
Работа педагога-психолога в формировании установок на здоровый образ жизни у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование актуальности темы исследования.
Подбор и список литературных источников по теме исследования.
Тема исследования "Работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ" является актуальной и востребованной в настоящее время.
Здоровье — это одно из основных ценностей в нашей жизни, и его поддержание и укрепление является приоритетной задачей для каждого человека. Однако, в современном обществе существует множество факторов, которые негативно влияют на здоровье : неправильное питание, сидячий образ жизни, стресс, психологические проблемы и другие.
Публикация «Работа педагога-психолога в формировании установок на здоровый образ жизни у подростков» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здоровье подрастающего поколения является одной из важнейших забот работников сферы образования. Не случайно статьей 51 Федерального закона «Об образовании» предусматривается охрана здоровья обучающихся и воспитанников.
Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении тех общеобразовательных учреждений, где обучается основная масса детей и подростков - средних общеобразовательных школ. К сожалению, несмотря на большой объем проводимых профилактических мероприятий, здоровье учащихся в настоящее время имеет тенденцию к ухудшению.
Причем, в структуре заболеваемости детей, помимо инфекционных заболеваний, значительная доля принадлежит так называемым «школьным» формам патологии, т. е. негативному влиянию школьной среды на физическое и психическое здоровье учащихся (функциональным нарушениям зрения и осанки, психоэмоциональной напряженности, психосоматическим заболеваниям).
Статистические данные свидетельствуют о том, что только 14-20% школьников здоровы, а около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% отмечаются хронические заболевания нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. При этом за время обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет всего 3-4%
Работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ является важным инструментом в борьбе с этими проблемами. Педагог-психолог помогает детям и подросткам развивать правильные представления о здоровом образе жизни, формирует у них мотивацию к здоровому поведению и помогает преодолевать препятствия на пути к достижению здоровья.
Важно отметить, что работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ ведется на разных уровнях: индивидуальном, групповом и школьном.
На индивидуальном уровне педагог-психолог проводит консультации и беседы с учащимися, помогает им осознать важность здорового образа жизни и развивает навыки принятия правильных решений. На групповом уровне проводятся тренинги, мастер-классы и другие формы работы, направленные на формирование здорового образа поведения и взаимодействия с окружающими. На школьном уровне педагог-психолог организует проекты и мероприятия, создает благоприятную обстановку и поддерживает здоровый климат в учебном заведении.
Чтобы подготовиться к исследованию по данной теме, рекомендую ознакомиться со следующими литературными источниками:
1. Асмолов А. Г., Либин А. Г. Психологическая наука и образование. Москва: Издательский дом "Интеллект".
2. Баркли Р. Внимание и гиперактивное расстройство. Москва: Издательство "Московский психологогический и социальный институт".
3. Виготский Л. С. Мышление и речь. Москва: Издательство "Лабиринт".
4. Говорин Н. В., Кондрашова Н. В. Введение в общую психологию. Санкт-Петербург: Питер.
5. Давыдова Н. Б., Петрова Е. Н. Психология развития ребенка. Москва: Издательство "Сфера".
Эти источники предоставят основные понятия о работе педагога-психолога в формировании установок на здоровый образ жизни и помогут расширить ваше понимание данной темы.
Один из ключевых аспектов работы педагога-психолога в этом направлении — это образовательная работа. Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие познавательных и практических навыков, которые помогают учащимся принимать решения в пользу здорового образа жизни.
Он знакомит детей и подростков с информацией о правильном питании, физической активности, гигиене, соне и других аспектах здорового образа жизни. Педагог-психолог также помогает разобраться с эмоциональными проблемами и стрессом, обучает навыкам саморегуляции и помогает учащимся укреплять психическое здоровье.
Второй важный аспект работы педагога-психолога - создание благоприятной обстановки и поддержка здорового климата в школе. Под здоровым климатом подразумевается наличие взаимопонимания, доверия, взаимоподдержки и уважения в школьной среде. Педагог-психолог сотрудничает с администрацией, педагогическим коллективом и учащимися для создания такой атмосферы. Он проводит психологические тренинги, игры и другие формы работы, которые помогают развивать эмоциональную, социальную и коммуникативную компетенции учащихся.
Третий аспект работы педагога-психолога - индивидуальная поддержка и консультирование учащихся. Педагог-психолог создает доверительные отношения с учениками и помогает им решать проблемы, связанные с здоровьем и эмоциональным благополучием. Это может включать индивидуальные беседы, консультации, помощь в развитии навыков самооценки и самоуправления, а также осуществление психологической поддержки во время трудностей.
Кроме того, педагог-психолог может участвовать в разработке и реализации проектов по здоровому образу жизни, проводить различные мероприятия и акции, направленные на повышение осведомленности и мотивации учащихся к заботе о своем здоровье.
Важно отметить, что работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ в значительной степени зависит от сотрудничества с родителями и семьей учащихся. Педагог-психолог может оказывать консультативную помощь родителям, проводить родительские встречи и тренинги по вопросам здорового образа жизни, а также поддерживать партнерские отношения между школой и семьей.
Кроме того, педагог-психолог играет важную роль в поддержке сотрудников школы и родителей в достижении общей цели - формировании установок на здоровый образ жизни у детей и молодежи. Он оказывает помощь в разрешении конфликтов, содействует развитию коммуникативных навыков и созданию благоприятной среды для поддержки здоровья и развития детей.
Работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ жизни требует глубоких знаний в области психологии, педагогики и медицины. Также важно иметь умение адаптироваться к различным возрастным группам и индивидуальным потребностям учащихся.
Основной задачей педагога-психолога является стимулирование мотивации учащихся к заботе о своем здоровье. Он помогает им осознать важность здорового образа жизни, объясняет, как правильное питание, физическая активность, соблюдение гигиенических правил и отдых способствуют хорошему самочувствию и академическому успеху.
Педагог-психолог также помогает учащимся развивать навыки саморегуляции и эмоциональной стабильности, что является важным аспектом здорового образа жизни. Он обучает стратегиям управления стрессом, облегчению эмоционального дискомфорта и развитию позитивного мировоззрения.
В целом, работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ жизни является многогранной и ответственной. Она требует постоянного обновления знаний и навыков, а также гибкости во взаимодействии с различными участниками образовательного процесса. Однако, благодаря своей работе, педагог-психолог вносит существенный вклад в развитие и благополучие учащихся, помогая им стать здоровыми и успешными в любых сферах жизни.
В заключении, работа педагога-психолога по формированию установок на здоровый образ является многогранным и важным аспектом образовательной деятельности. Эта работа направлена на поддержку физического и психического здоровья учащихся, формирование правильных представлений о здоровом образе жизни и развитие навыков самомотивации и саморегуляции.