Сарычева Елена
Опыт работы по программе «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная работать по программе «Вдохновение» в 2019 учебном году мы обозначили основные главные направления.
Перв ое: наша работа должна быть направлена на разностороннее, целостное, личностное, эмоциональное, социальное, умственное и физическое развитие детей с учетом их индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства и задач будущего.
Публикация «Опыт работы по программе „Вдохновение“» размещена в разделах
Второе: программа предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия, признает и учитывает широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпе развития.
Третье: ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса.
Четвертое: программой предусмотрено:
• самоопределение и соучастие детей в определении содержания работы: больше половины всех занятий по содержанию инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, – взрослые поддерживают детскую инициативу;
• соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоя-тельной деятельностью детей, включая свободную игру;
• уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реа-гирование на их поведение, учет потребностей и интересов детей и выстраива-ние предложений в соответствии с ними;
• выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности, включая свободную игру.
Пятое: осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической деятельности по Программе.
Шестое: постановка задач, помощь и поддержка взрослого должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в зоне ближайшего развития; активность взрослого должна опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, предпочтения и интересы ребенка; взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).
Седьмое: ненавязчивое обучение собственным примером не подавляет активность детей и сохраняет за детьми свободу выбора содержания своих занятий.
Восьмое: программа признает и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть; нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы; у каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности.
Девятое: игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста.
Десятое: ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью; ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг; задача взрослых – разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением; для развертывания исследовательской активности и поддержания любопытства детям важна свобода; самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере.
Одиннадцатое: приоритет в программе – это дифференцированное обучение (форма организации учебного процесса, при которой педагоги учитывают готовность, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей: составляют программы; выбирают методы и стратегии обучения, учебные материалы; организуют учебную деятельность, которая удовлетворяет различные потребности воспитанников); но это обучение не является:
- индивидуальным обучением;
- хаотичным процессом;
- альтернативным способом организации однородных групп;
- формой обучения, при которой воспитатель получает больше запросов от одних детей и меньше от других.
По этим направлениям мы спланировали конечные цели:
• приобретение ребенком базового опыта надежной привязанности и стабильных позитивных отношений на основе безусловного принятия, понимания и любви ;
• приобретение ребенком опыта радости и счастья, полного физического и психологического благополучия;
• развитие позитивной самооценки; положительная «Я-концепция» – положительная оценка собственной личности относительно определенных способностей и качеств; формирование чувства собственного достоинства, уверенности в собственных силах и способностях; положительная самооценка и уверенность в собственных способностях являются фундаментом личностного здоровья и основой успеха ребенка как при дальнейшем обучении в школе, так и в построении социальных отношений и связей
• саморегуляция – сознательное и добровольное руководство собственными действиями, например, с помощью самостоятельной постановки целей, самостоятельного оценивания результатов действий, коррекции действий и целей и постановки на этой основе новых целей;
• умение ощущать эмоциональное состояние других и адекватно на него реагировать.
При планировании мы опирались прежде всего на перечень целей, которых должен достигнуть каждый ребёнок. В нашей группе все цели обучения соответствуют одному из семи направлений (областей знаний):
Мастерская.
Общество.
Окружающий мир.
Музыка.
Человек, движение, здоровье.
Развитие речи.
Общие цели.
Например, при утверждении плана на месяц (мы решили провести проект, посвященный здоровому питанию и знакомству с организмом человека, вносим общую цель: способствовать пониманию принципов здорового питания (направление «Общество»). После этого каждое направление выбирает те цели, которые соответствуют общей. В направлении «Мастерская»: знать, какие материалы являются опасными, а какие – безопасными и экологичными; знать приемы работы с природными материалами.
Планируя работу вместе с детьми, мы получали самостоятельно,
а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия,
и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем
внутренняя, самая важная и устойчивая.
Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем
планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкрет-
ному дню определенность и продуманность.
И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть
насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выпол-
нено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей
жизни группы.
Подведение итогов, или что у нас получилось?
Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.).
Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры», вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.
В совместном планировании применялась модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
К каждому мероприятию мы составляли совместно с детьми «паутин-ку». Например, составление паутинки на тему «Космос». Центр творчества 1. Нарисовать планеты 2. Слепить космонавта. Центр математики 1. Решить космические примеры 2. Посчитать космонавтов. Центр книги 1. Сделать книжку-малышку с загадками 2. Придумать загадки о космосе. Центр науки 1. Изучить созвездия 2. Хоть раз посмотреть в настоящий телескоп. Центр конструирования 1. Построить космическую станцию из лего. Центр развития речи 1. Сочинить сказку о космических обитателях . Работа с родителями 1. Выпустить журнал «Юный космонавт» 2. Выставка работ 3. Презентация- «Наша планета-наш детский сад».
В своей работе мы активно используем наблюдения, которые являются наиболее точным и объективным процессом сбора информации о поведении и обучении каждого ребёнка в то время, когда он работает или играет один, с другими детьми. В процессе наблюдений мы соблюдали принцип уникальности и целостности личности каждого ребенка, признание за ним права на самостоятельные действия, даже если они ведут к ошибке, принятие его индивидуальных особенностей. Всего несколько записей позволяют увидеть динамику развития ребенка сразу во многих направлениях; не делали преждевременных выводов, чтобы сохранить открытость восприятия; соблюдали принцип безоценочности при описании наблюдений. Руководствуясь пунктами ФГОС ДО о привлечении к работе всего педагогического состава, вовлекали в наблюдения и свою няню.
Внедряя Программу в жизнь нашей группы, мы сделали так, что проекты стали рядовыми мероприятиями. Темами для них становятся текущие события. Идеи подсказывают порой сами дети, так же и участие в них добровольное: присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение возможны в любое
время. В центре внимания находятся интересы, потребности и деятельность детей. В связи с этим мы выполняли следующие задачи:
• развивали высказанные детьми идеи и мысли, которые могли бы стать основой проекта;
• четко обозначали вместе с детьми начало проекта посредством выбора темы и постановкой цели;
• доверяли детям и давали им возможность действовать самим;
• не ограничивали работу над проектом во времени, завершали его в зависимости от его хода и потребностей участников.
В течение всего учебного года мы поддерживали интерес к любой деятельности каждого ребенка и давали им возможность играть. И наш взгляд на игру замечает множество свидетельств о том, что все в словах и действиях детей говорит о том, что они учатся. Многие математические понятия и действия дети осваивают самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого или более умного сверстника. И наша задача заключалась в том, чтобы придать им смысл, облечь в правильные слова, направить в нужное русло и показать область применения.
Активно использовали в работе разные виды театра.
Настольный театр помогал детям: знакомится с сюжетами произведений, благодаря наглядной форме детям роще следить за ходом рассказа, содействовал высокой эмоциональной вовлеченности детей в происходящее, а. следовательно, улучшает концентрацию внимания и запоминание.
Театр теней развивает фантазию, воображение и творческие способности, дети планируют свои действия, работают совместно, распределяют последовательность выступления, получают познания в области света и тени.
Театр под водой научил детей наблюдению за смешиванием разных жидкостей и цветов, соотносят увиденный эффект с уже имеющимися знаниями.
Театр пальчиковых кукол развивает самостоятельное изготовление куколок, дети совместно сочиняют сюжет пьесы, импровизируют, знакомятся с математическими понятиями, и с тем, как их можно разделить на части, говорят о своих эмоциях и выражают их, используют технику оригами для изготовления кукол.
В этой Программе мы – педагоги – выполняли миссию: вдохновлять, помогать, удивлять, радовать. И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.